Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее - Закон) определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Устанавливая условия и порядок назначения и выплаты указанного обеспечения, в пункте 6 статьи 3 Закон определяет перечень оснований прекращения его выплаты:
1) лишение получателя государственных наград и званий, указанных в статье 1 Закона;
2) установление недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.
Согласно преамбуле и пункту 1 статьи 1 Закона получателями рассматриваемого материального обеспечения могут быть лишь граждане Российской Федерации. Однако с учетом того, что перечень оснований прекращения выплат исчерпывающий, возможна ситуация, при которой после прекращения гражданства Российской Федерации получатель сохраняет право на выплаты вопреки указанным выше нормам Закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" гражданин Российской Федерации может быть признан иностранным агентом - лицом, получившим поддержку и (или) находящимся под иностранным влиянием.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" устанавливает дополнительные основания прекращения выплаты материального обеспечения - прекращение гражданства Российской Федерации, а также признание получателя рассматриваемого материального обеспечения иностранным агентом.
Предлагаемое решение представляется особенно актуальным в связи с участившимися случаями отказа от гражданства Российской Федерации после начала специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года и признания физических и юридических лиц иностранными агентами.
Следует учесть положение статьи 24 Федерального закона от 28 апреля 2023 года N 138-Ф3 "О гражданстве Российской Федерации", согласно которому гражданство Российской Федерации отдельных категорий граждан может быть прекращено вследствие совершения преступления, предусмотренного статьей 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации) и статьей 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации), а также положение статьи 11 (часть 12) Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", согласно которому иностранный агент не вправе получать государственную финансовую и иную имущественную поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.
К примеру, Чулпан Хаматова - актриса театра и кино в 2004 и 2014 гг. награждена Государственной премией Российской Федерации, Андрей Макаревич - рок-музыкант, певец, поэт, бард, композитор, народный артист Российской Федерации в 2003 г. награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени согласно указанному Закону имеют право на выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, хотя признаны иностранными агентами.
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета или иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, более того повлечет экономию бюджетных средств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.