Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового обеспечения развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации)" разработан в целях совершенствования российского законодательства, необходимого для правового обеспечения интенсификации процессов импортозамещения, локализации производства инновационной продукции в условиях зарубежных санкций, решения иных задач и направлений национального экономического развития, соответствующего современным требованиям, и достижения национального технологического суверенитета в этой сфере.
Данным законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" новой главой 4.2 "Особенности промышленной политики в топливно-энергетической сфере Российской Федерации", в которой закреплены, в частности, принципы формирования и реализация промышленной политики в топливно-энергетической сфере Российской Федерации, общие принципы организации экономических отношений и основы промышленной политики в данной сфере. Также предлагается закрепить следующие принципы:
приоритетности обеспечения энергетической безопасности и технологического суверенитета Российской Федерации в топливно-энергетической сфере;
признания приоритетности развития топливно-энергетического комплекса для модернизации экономики и социальной сферы Российской Федерации;
обеспечения качества и доступности продукции, работ и услуг топливно-энергетического комплекса;
соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей, а также патентообладателей и организаций топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и других отраслей.
В законодательстве Российской Федерации и законодательстве субъектов Российской Федерации достаточно много внимания уделяется разграничению полномочий в энергетической сфере, но практически отсутствуют эффективные правовые механизмы обеспечения межведомственного, межрегионального и межсекторального взаимодействия и координации, в том числе по вопросам обеспечения качества и доступности продукции, работ и услуг в топливно-энергетической сфере. Решение данных вопросов обычно передается на ведомственный уровень, но создаваемые коллегиальные органы при федеральных либо региональных органах государственной власти не обладают необходимыми полномочиями для выполнения надлежащей координирующей и регламентирующей роли в процессах межведомственного, межсекторального и межрегионального взаимодействия, необходимой для эффективной и оптимальной реализации государственной политики по вопросам обеспечения качества и доступности продукции, работ и услуг в топливно-энергетической сфере.
Для обеспечения координации и взаимодействия деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц проектом федерального закона предусмотрено формирование Федерального координационного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам обеспечения качества и доступности продукции, работ и услуг в топливно-энергетической сфере Российской Федерации (далее - Совет).
Законопроектом предусмотрено, что в состав Совета войдут, в частности, не менее пяти депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (представляющих различные фракции), не менее пяти сенаторов Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (с функционалом председателя Совета), представители федеральных министерств (в ранге не ниже заместителя министра), имеющих отношение к энергетической сфере, и иных заинтересованных ведомств, а также уполномоченных представителей профильных федеральных учреждений, общественных организаций и других заинтересованных лиц (перечень подлежит дополнительному обсуждению и согласованию).
Отдельное внимание в проекте федерального закона уделено правовому обеспечению развития общественного контроля в области обеспечения качества и доступности продукции, работ и услуг в топливно-энергетической сфере на региональном (субъектов Российской Федерации) и муниципальном уровнях.
Также в статье 2 законопроекта предлагается пункт 6.1 части 1 и части 4 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" дополнить новыми способами обеспечения исполнения по концессионному соглашению "предоставлением поручительства единоличным исполнительным органом организации-концессионера и (или) участником (участниками) - владельцем (владельцами) доли (долей, акций) организации-концессионера более 50% от уставного капитала, предоставлением поручительств третьими лицами, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового обеспечения развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового обеспечения развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации)" не потребует выделения дополнительных бюджетных средств из федерального бюджета или иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового обеспечения развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового обеспечения развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень
нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового обеспечения развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового обеспечения топливно-энергетического комплекса Российской Федерации)" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральном координационном совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам обеспечения качества и доступности продукции, работ и услуг в топливно-энергетической сфере Российской Федерации".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации;
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении форм соглашений о предоставлении поручительства единоличным исполнительным органом организации-концессионера и/или участником (участниками) - владельцем (владельцами) доли (долей, акций) организации-концессионера более 50% от уставного капитала, о предоставлении поручительства третьим лицом, о залоге имущества концессионером или третьим лицом".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации;
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О требованиях к коммерческим организациям, которые могут предоставлять независимую гарантию, и поручителям при обеспечении обязательств концессионера по концессионному соглашению".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации;
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к доступности продукции, работ или услуг для обеспечения интересов национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан и национального экономического развития".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба России.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2024 года N 246 "О требованиях при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в электронной форме".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2023 года N 1515 "Об утверждении формы заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения и о внесении изменений в форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года N 2367 "О требованиях к банкам и банковским гарантиям, используемым для целей Федеральных законов "О концессионных соглашениях", "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.