Досье на проект федерального закона
В числе вызовов и основных проблем, препятствующих развитию российской промышленности и топливно-энергетического комплекса, в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 N 216, и в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, в частости, выделяется критическая зависимость российских организаций промышленности и ТЭК от импорта технологий, оборудования, материалов. Данная зависимость в условиях зарубежных санкций усугубляется во многих секторах российской экономики, в том числе в ТЭК, и требует принятия государством неотложных и эффективных мер, необходимых для решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.
В целях обеспечения технологического суверенитета и развития промышленности, в том числе ТЭК с учетом современных технологий предлагается внести изменения в статьи 1359, 1360, 1360.1 и 1362 Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере патентного законодательства.
Действующее российское патентное законодательство излишне направлено на охрану частных интересов патентообладателей (в первую очередь зарубежных) и не предусматривает целый ряд разрешенных международным правом механизмов, необходимых для достижения баланса частных и национальных интересов, в том числе в сфере развития национальной экономики.
Особую угрозу представляют возможные злоупотребления со стороны зарубежных патентообладателей в условиях санкций, приводящие к отказу от производства или поставки на территорию Российской Федерации необходимых товаров, работ и услуг, передачи технологий и т.д. С учетом этой ситуации предлагается принять правовые меры, чтобы злоупотребление исключительными правами либо их неэффективное использование не приводили к недостаточной доступности либо недоступности продукции в Российской Федерации, в том числе в топливно-энергетической сфере.
Для создания правовой базы для интенсификации процессов импортозамещения, локализации производства инновационной продукции в условиях зарубежных санкций, формирования эффективных и оптимальных правовых механизмов возможного воздействия со стороны государства на недобросовестных или неэффективных зарубежных патентообладателей в законопроекте предлагается модернизировать и расширить содержание статьи 1360 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной правовой нормой Правительству Российской Федерации предоставлено право принятия решения о внесудебном использовании в интересах обеспечения национальной безопасности объектов патентной охраны без согласия патентообладателей с уведомлением их об этом в кратчайший срок и с выплатой соразмерной компенсации.
Закрепленные в настоящее время правовые механизмы реализации данной законодательной нормы на подзаконном уровне, в частности, в Постановлении Правительства РФ от 27.03.2024 года N 380 "О подкомиссии по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции" и Постановлении Правительства РФ от 18.10.2021 года N 1767 (в редакции от 27.03.2024) "Об утверждении методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты" являются недостаточно эффективными и оптимальными.
Так, действующий заявительный порядок принятия решения Правительством Российской Федерации о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, в отношении которого выдан патент или подана патентная заявка, без согласия зарубежного патентообладателя, по заявлению заинтересованного лица представляется недостаточно эффективным и отвечающим возросшим задачам по осуществлению широкомасштабной и комплексной модернизации российской промышленности.
Более соответствующей современным вызовам и целям в сфере комплексного импортозамещения и оптимального достижения национального технологического суверенитета является модель, при которой уполномоченные российским правительством федеральные органы исполнительной власти, к сферам ведения которых относятся отрасли, в которых предполагается использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателей с уведомлением их об этом и с выплатой им соразмерного вознаграждения, утверждают перечни неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты или поданы патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития (далее - Перечни).
Законопроектом предусмотрено, что после публикации Перечня любое российское юридическое лицо, соответствующее требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и обладающее необходимыми ресурсами (производственными, финансовыми, кадровыми и др.), может подать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, утвердивший данный Перечень, заявку об использовании включенного в Перечень результата интеллектуальной деятельности, неиспользуемого или недостаточно используемого зарубежным патентообладателем на территории России, без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом и с выплатой ему соразмерного вознаграждения (далее - заявка).
Данный порядок принятия решений, во-первых, является более комплексным, масштабным, эффективным и оптимальным по сравнению с существующим и призван интенсифицировать процессы импортозамещения и, во-вторых, в полной мере соответствует всем принятым на себя Россией международным обязательствам. Подобные модели принятия решений об использовании результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателей уже закреплены в патентном законодательстве целого ряда стран, например, в ст. L.613-18-L.613-26 Кодекса Франции об интеллектуальной собственности 1 и в ст. 71 Закона Бразилии об охране интеллектуальной промышленной собственности 2.
Необходимо отметить, что в новой редакции статьи 1360 ГК РФ законопроекта предусматривается право патентообладателей обратиться с предложением об исключении соответствующего изобретения, полезной модели или промышленного образца из Перечня в ситуациях, когда ими предприняты необходимые меры, позволившие обеспечить доступность соответствующей продукции, работ и услуг на российском рынке, а также прекратились иные обстоятельства, послужившие основанием для включения результата интеллектуальной деятельности в Перечень, и повторение данных обстоятельств маловероятно.
Предлагаемые данные правовые механизмы в законопроекте направлены на сохранение возможности диалога с зарубежными патентообладателями, так как предоставляют им возможность получения более экономически выгодных условий при добровольном содействии процессам, необходимым для обеспечения доступности соответствующей продукции, работ и (или) услуг в России.
В случае отсутствия данной доброй воли со стороны зарубежных правообладателей в законопроекте предлагается государству реализовать эффективные и оптимальные правовые механизмы (соответствующие международному праву) использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан и (или) национального экономического развития.
В целях сохранения возможности диалога между патентообладателями и лицами, которым предоставлено право использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности в законопроекте предлагается внести в пункте 17 статьи 1360 в новой редакции ГК РФ норму о введении диспозитивности низкого размера вознаграждения (как указано далее, в настоящее время ошибочно именуемого компенсацией), определенного в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует методика определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 18.10.2021 г. N 1767. Согласно действующей методике размер данной компенсации определен в размере полпроцента от фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, в которых использованы соответствующие объекты патентной охраны.
Законопроектом в пункте 17 новой редакции статьи 1360 ГК РФ предусмотрено, что в соответствии с соглашением между патентообладателем и пользователем соответствующим объектом патентной охраны могут быть изменены размер и порядок выплаты вознаграждения по сравнению с базовым уровнем, определенным российским правительством в указанной выше методике. Данные договоренности будут выгодны как для патентообладателя, получающего больший размер компенсации (вознаграждения), так и для пользователя, который взамен может получить содействие патентообладателя при внедрении соответствующего результата деятельности, что особенно актуально в инновационных и высокотехнологичных секторах. Соответственно введение диспозитивности и иных указанных выше правовых механизмов, предлагаемых в данном законопроекте, призвано способствовать интенсификации процессов локализации производства соответствующей продукции вив сфере ТЭК России.
В законопроекте в части 13 новой редакции статьи 1360 закрепляется положение, предусматривающее формирование федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее - Роспатентом) в порядке, утвержденном Правительством РФ, на основании Перечней и информации об их изменениях, полученных от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, Единого общероссийского перечня не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты или поданы патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития.
Также можно признать недостаточно эффективным ограничение коротким сроком предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателя. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 N 3718-р было разрешено АО "Фармасинтез" использование изобретений без согласия патентообладателей в целях обеспечения лекарственными препаратами с международным непатентованным наименованием "Ремдесивир" на срок один год (в последующем оно было пролонгировано еще на год). Обычно срок в один год недостаточен для достижения окупаемости инвестиций, необходимых для импортозамещения инновационной продукции, и соответственно существующий в настоящее время порядок предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности без согласия зарубежных патентообладателей является недостаточно инвестиционно привлекательным.
С учетом вышеизложенного в законопроекте в абзаце первом пункта 17 статьи 1360 ГК РФ предлагается отказаться от ограничения периода использования патентов сроком в один год и закрепить право использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов на весь период действия патентов, при этом сохраняя за патентообладателями право обращения с заявлением о прекращении данного разрешения при условии, если ими и (или) уполномоченными ими лицами было обеспечено использование соответствующих объектов патентной охраны в продукции, работах и услугах, доступных на территории Российской Федерации, и перестали существовать иные обстоятельства, обусловившие включение соответствующего результата интеллектуальной деятельности в Перечень, и их возникновение вновь маловероятно. В случае отмены решения при данных обстоятельствах в законопроекте предлагается в этом же пункте 17 в новой редакции статьи 1360 ГК РФ предусмотреть установление специального периода и порядка прекращения предоставленного права с учетом периода окупаемости разумных и добросовестных затрат пользователя.
С учетом фактически декларативных и неработающих на практике положений части 15 статьи 1360 ГК РФ в законопроекте предлагается ускоренный порядок принятия решений об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателей при чрезвычайных обстоятельствах (стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, военных действиях, пандемиях, эпидемиях и в иных подобных ситуациях).
Особый порядок принятия решений в данном законопроекте предусмотрен также при использовании объектов патентной охраны в интересах обороны, национальной безопасности и (или) в иных подобных ситуациях, определенных Правительством Российской Федерации.
Данным законопроектом также предлагается ввести в новый пункт 16 статьи 1360 ГК РФ нормы, закрепляющие ряд правовых механизмов, направленных против недобросовестных действий участников правоотношений в этой сфере, например:
1) решение о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя может быть отменено, если заявитель не воспользовался данным правом в течение трех лет с даты вступления в силу решения;
2) в случае недобросовестного поведения патентообладателя или нарушения им требований антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления или нарушения вправе уменьшить причитающее патентообладателю вознаграждение, а также применить иные меры, предусмотренные законом.
В настоящее время в законодательстве не предусмотрена норма о государственной регистрации фактов предоставления права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя или прекращения данного права, что представляется правовым пробелом, для устранения которого в законопроекте предлагается внести в новый пункт 13 статьи 1360 ГК РФ норму о возложении обязанности по государственной регистрации вышеуказанных фактов предоставления права использования изобретений, полезных моделей и прочих фактов на Роспатент.
Все предложенные в законопроекте изменения для внесения в Гражданский кодекс РФ в сфере российского патентного законодательства в полной мере соответствуют международным обязательствам Российской Федерации, в частности, Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (соглашению ТРИПС) и Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с учетом того, что аналогичные правовые механизмы действуют в патентом законодательстве ряда западноевропейских стран и государств БРИКС.
С целью осуществления унификации и приведения терминологии в соответствие с правовыми нормами, регулируемыми в части 3 статей 1359, 1360 и статьи 1360.1 Гражданского кодекса РФ, в законопроекте предлагается правовой термина "соразмерная компенсация" изменить на правовой термин "соразмерное вознаграждение". Термин "компенсация" в гражданском праве обычно используется как мера ответственности, в том числе при допущенных нарушениях соответствующих правовых норм. В правовых ситуациях, указанных в части 3 статей 1359, 1360 и 1360.1 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено правомерное и соответствующее требованиям действующего законодательства использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателей, соответственно термин "компенсация" к данным правоотношениям неприменим. Для данных правовых обстоятельств и отношений, в пункте 3 статьи 1359 Гражданского кодекса РФ предлагается ввести термин "вознаграждение", как соответствующий этим отношениям.
------------------------------
1 URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000006069414/LEGISCTA0000061 61684/#LEGISCTA000006161684 (дата обращения: 30.09.2024).
2 URL: https://planalto.gov.br/ccIVlL_03/LEIS/L9279.htm (дата обращения: 30.09.2024).
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета или иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении условий и требований к предварительному согласованию изобретений, полезных моделей и промышленных образцов для их включения в перечни неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты или поданы патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования, ведения, изменения и публикации перечней неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты (дополнительные патенты) или поданы патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования, ведения, изменения и публикации Общероссийского перечня неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты (дополнительные) или поданы патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к лицам, которым может быть предоставлено право использования изобретения, полезной модели и промышленного образца без согласия патентообладателей с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерного вознаграждения, требований к заявке об использовании включенного в перечень неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретения, полезной модели и промышленного образца, в отношении которого выдан патент (дополнительный патент) или подана патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития, и требований к прилагаемых к ней материалам, порядка рассмотрения данных заявок и принятия решения по ним уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утвердившим соответствующий перечень".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба России.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О Порядке формирования и работы комиссии по рассмотрению возражений по заявке об использовании включенного (включенных) в перечень неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты (дополнительные патенты) или поданы патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития, изобретения (изобретений), полезной модели (полезных моделей) или промышленного образца (промышленных образцов) без согласия патентообладателя (патентообладателей) с уведомлением его (их) об этом в кратчайший срок и с выплатой ему (им) соразмерного вознаграждения, а также о требованиях к квалификации и опыту работы экспертов, привлекаемых для работы в данной комиссии".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "О требованиях к содержанию решения о предоставлении заявителю права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, включенного в перечень неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты (дополнительные патенты) или поданы патентные заявки, потенциально необходимых для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития, без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом и с выплатой ему соразмерного вознаграждения, и основаниях для отказа в удовлетворении указанного заявления".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба России.
7. Постановление Правительства Российской Федерации "Об условиях и особом порядке выплаты вознаграждения зарубежным патентообладателям при использовании изобретений, полезных моделей или промышленных образцов без их согласия в интересах обороны, национальной безопасности или в иных ситуациях, определенных Правительством Российской Федерации".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба России.
В связи с принятием данного Федерального закона потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2021 года N 1767 "Об утверждении методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2024 года N 380 "О подкомиссии по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 года N 947 "Об использовании изобретения для производства на территории Российской Федерации лекарственного средства в целях его экспорта без согласия патентообладателя".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба России.
4. Приказ Министерство экономического развития Российской Федерации от 21.02.2023 г. N 107 "О государственной регистрации изобретений".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
5. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 03 ноября 2015 года N 809 "Об утверждении Порядка выдачи и действия дополнительного патента на изобретение, продления срока действия патента на изобретение".
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.