Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях введения единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в таких торгах.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим.
На современном этапе развития институт торгов приобрел огромное значение для системы экономических отношений. Торги стали стандартной формой участия государства и муниципальных образований в экономических отношениях, обеспечивая равный доступ всех потенциальных участников к объектам публичной собственности и публичным финансам. В связи с этим в Российской Федерации происходит активное развитие правового регулирования торгов в отраслевом законодательстве, в том числе земельном, лесном и водном законодательстве, законодательстве о недрах.
В то же время сложилась ситуация, при которой правила проведения отраслевых торгов регламентируются большим количеством нормативных актов. При этом данные правовые акты предусматривают различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики, а также имеют разную степень урегулированности тех или иных торгов.
Многие из таких нормативных актов не предусматривают проведение торгов в электронной форме.
Указанное многообразие подходов и процедур существенно усложняет процесс проведения торгов (часто заинтересованным лицам сложно определить подлежащие применению нормы права при организации и участии в той или иной процедуре торгов), приводит к низкому уровню конкуренции на торгах и, как следствие, к уменьшению размера поступлений финансовых средств в бюджеты всех уровней от реализации имущества, а также приводит к формированию неоднородной правоприменительной практики антимонопольных органов и судов.
Физическая удаленность местонахождения отдельных категорий имущества и необходимость очного участия в торгах создает дополнительные трудности и финансовые издержки для заинтересованных лиц.
В совокупности указанные факторы приводят к снижению предпринимательской активности в сфере торгов, делению данной сферы деятельности среди специализированных групп предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность в рамках отдельной процедуры торгов, что в существенной степени сказывается на прозрачности и конкурентности торгов в отношении отдельного вида имущества или имущественных прав.
В результате потери несут как собственники, заинтересованные в получении максимального дохода от реализации соответствующих материальных прав, так и хозяйствующие субъекты, не имеющие соответствующих профессиональных компетенций для участия в определенных торгах, процедура проведения которых не является, по их мнению, в достаточной степени прозрачной, и риски убытков в результате участия в ней несоизмеримо выше вероятности приобретения соответствующих имущественных прав.
Таким образом, одной из основных задач для обеспечения равного доступа к государственному и муниципальному имуществу, имущественным и иным правам, для повышения доходов собственников от его реализации является введение единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в таких торгах в единой цифровой среде.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) новой статьей 17.3, предусматривающей закрепление следующих основных положений о едином порядке проведения торгов:
принципы проведения торгов;
единые сроки размещения извещения о проведении торгов;
полномочия организатора торгов и оператора электронной площадки;
проведение торгов в электронной форме на электронных площадках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
размещение извещений о проведении торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт);
заключение договора с участником торгов, занявшим второе место на торгах, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора;
размещение информации о заключенных на торгах договорах на официальном сайте;
случаи, при которых торги признаются несостоявшимися;
десятидневный мораторий на заключение договора по итогам торгов в целях обеспечения права заинтересованных лиц обжаловать результаты таких торгов в антимонопольном органе и другие положения.
Реализация положений законопроекта не потребует изменения хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления соответствующих технологических процессов, связанных с проведением торгов, обеспечит положительные эффекты и меньшее количество рисков, связанных с недостаточной осведомленностью правоприменителей.
Предусмотренные законопроектом положения направлены на регулирование процедур отраслевых торгов, в которых содержится ссылка на устанавливаемую законопроектом статью 17.3 Закона о защите конкуренции.
В частности, положения законопроекта не будут применяться к отношениям, связанным с проведением конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О концессионных соглашениях".
В целях обеспечения перехода к проведению обязательных торгов по единой процедуре в электронной форме законопроектом устанавливается отложенная норма вступления соответствующего федерального закона в силу.
Реализация положений законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации не рассматриваются проекты федеральных законов с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребуется:
1) принятие постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".
Основание разработки: статья 17.3 Федерального закона "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона), а также положения отраслевого законодательства (в редакции Федерального закона): часть первая статьи 13.1 Закон Российской Федерации "О недрах"; часть 14 статьи 32.1 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"; абзац первый пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О связи"; часть 10 статьи 38, часть 8 статьи 38.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"; часть 2 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации; часть 3.1 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации; часть 2 статьи 10 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Краткое описание: внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом в части, касающейся организации и проведения торгов:
от 27 августа 2012 г. N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме";
от 15 мая 2014 г. N 450 "Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком";
от 24 мая 2014 г. N 480 "О торгах (аукционах, конкурсах) на получение лицензии на оказание услуг связи";
от 10 мая 2018 г. N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров";
от 28 августа 2019 г. N 1113 "Об аукционе в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и заключении такого договора";
от 4 мая 2021 г. N 701 "Об утверждении Правил проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, Правил определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории при принятии решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации и Правил заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме и установлении случаев проведения торгов на право заключения 2 и более договоров о комплексном развитии территорий";
от 28 декабря 2021 г. N 2499 "О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения";
от 22 декабря 2022 г. N 2378 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона";
от 31 августа 2024 г. N 1206 "Об утверждении Правил организации и проведения аукционов в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договора пользования водными биологическими ресурсами, договора пользования рыболовным участком";
Срок подготовки: до 1 июня 2025 г.
Головной исполнитель: ФАС России.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России, Минприроды России, Минсельхоз России, Росреестр, Федеральное казначейство;
2) принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Основание разработки: часть 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Федерального закона); часть 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Федерального закона).
Краткое описание: утверждение Правил проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Федерального закона) устанавливается, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в установленном Правительством Российской Федерации порядке с учетом общих требований о к организации и проведению торгов, предусмотренных статьей 17.3 Федерального закона "О защите конкуренции".
Срок подготовки: до 1 июня 2025 г.
Головной исполнитель: ФАС России.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России, Росреестр, Федеральное казначейство;
3) внесение изменений в приказ ФАС России от 21 марта 2023 г. N 147/23 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Основание разработки: часть 5 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона).
Краткое описание: корректировка части 5 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой (в редакции Федерального закона) порядок проведения торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным (муниципальным) имуществом, будет устанавливаться федеральным антимонопольным органом с учетом положений статьи 17.3 Федерального закона "О защите конкуренции".
Срок подготовки: до 1 июня 2025 г.
Головной исполнитель: ФАС России.
Соисполнитель: Федеральное казначейство.