Досье на проект федерального закона
Развитие системы среднего профессионального образования (далее - СПО), повышение престижа рабочих профессий и спроса на получение среднего профессионального образования обозначили необходимость совершенствования государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) и порядка зачисления на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования.
Целью реализации такого совершенствования является существенное расширение возможностей обучающихся на получение среднего профессионального образования.
Особого внимания требуют те обучающиеся, которые, окончив 9 классов, стремятся продолжить обучение в системе СПО. Учитывая специфическую направленность среднего профессионального образования, важное значение имеют учебные предметы, которые соответствуют востребованным в регионе специальностям, и которые станут предметом изучения при получении профессионального образования.
В этой связи приоритетным критерием для поступления в образовательные организации СПО должны быть только те учебные предметы, которые относятся к числу обязательных для прохождения ГИА-9 и с достаточностью минимального количества баллов, необходимых как для успешного прохождения ГИА-9 в целях получения аттестата, так и для приема в образовательную организацию СПО.
Предлагаемый подход позволит максимально увеличить количество школьников, получающих аттестат об основном общем образовании, а также количество поступающих в образовательные организации СПО для продолжения обучения с целью получения рабочих специальностей.
Действующая система "конкурса аттестатов" при поступлении в колледжи и высокая мобильность обучающихся, готовых к переезду для получения образования, снижают возможности на получение образования по месту своего проживания абитуриентов, которые не желают покидать родной регион.
В результате, с одной стороны сокращается количество обучающихся в системе СПО в одних регионах, с другой создается искусственный прирост конкурса на бюджетные места в других. При этом в первом случае предприятия не получают необходимого количества специалистов - выпускников системы СПО, а во втором - в отдельных регионах абитуриенты сталкиваются с завышенным конкурсом при поступлении.
По информации Рособрнадзора ежегодно около 100 тысяч детей не продолжают обучение после ГИА-9. Причиной этого, в том числе, является невозможность в силу отсутствия свободных бюджетных мест продолжить обучение рядом с домом по необходимой специальности (профессии) и отсутствие возможности переезда для продолжения обучения.
Решение вопросов обеспечения возможности получения профессионального обучения, включение подрастающего поколения в экономику региона и предотвращение оттока кадров, напрямую зависит от доступности получения образования в родном регионе, обеспечение которого также является предметом регулирования данного законопроекта, который ставит целью совершенствование ГИА-9 и порядка зачисления на обучение после окончания 9 класса.
В свою очередь, совершенствование системы ГИА-9 и поступления в колледжи должно строиться на законодательно урегулированных, прозрачных, четко обозначенных принципах, и требует апробации и пилотирования с возможностью последующей корректировки. В связи с этим разработан проект федерального закона "О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия - Алания в 2025 году" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается в 2025 году установить особый порядок проведения ГИА-9 и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в пяти субъектах Российской Федерации: городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, в Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия - Алания.
В соответствии с нормой законопроекта для получения документа об основном общем образовании (аттестата) необходимо успешно пройти ГИА-9 только по двум обязательным учебным предметам - "Русский язык" и "Математика", а не по четырём, как это предусмотрено действующим порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Законопроектом также предлагается апробировать новый порядок зачисления абитуриентов на обучение по программам СПО за счет средств региональных и местных бюджетов. Полномочием по установлению такого порядка наделяются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Они установят особенности учета результатов ГИА-9 и вступительных испытаний, если их проведение предусмотрено порядком, при приеме на обучение, с учётом необходимости обеспечения прав поступающих в образовательные организации в родном регионе.
Правила подачи и рассмотрения заявлений на зачисление в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего общего и среднего профессионально образования, определят непосредственно органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Также законопроектом предлагается определять отдельно количество бюджетных мест в образовательных организациях СПО для лиц, завершивших обучение на территории субъекта, и отдельно для лиц, прибывших из других субъектов, чем гарантируется поступление на бюджет абитуриентов в своем родном регионе.
Исходя из изложенного, нормы законопроекта создадут правовую основу для реализации в 2025 году пилотного проекта, позволяющего учесть при поступлении обучающихся в 10 класс и в образовательные организации СПО потребности как самих обучающихся, так и регионов с учетом специфики рынка труда, социально-экономических особенностей и общего уровня образования в соответствующем регионе.
Данный законопроект разработан в целях реализации поручения Комитету Государственной Думы по просвещению совместно с Рособрнадзором проработать механизм совершенствования нормативного правового регулирования системы государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9) (часть 1 пункта 10 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2024 года N 7498-8 ГД).
Апробация предлагаемой модели сдачи ГИА-9 и последующего зачисления на обучение в 10 класс и в образовательные организации СПО в отдельных субъектах Российской Федерации позволит оценить её эффективность и даст возможность последующей корректировки законодательства без создания рисков нарушения последовательности и системности принимаемых решений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия - Алания в 2025 году"
Принятие федерального закона "О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия - Алания в 2025 году" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией федерального закона, будет осуществляться в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на реализацию мероприятий по организации предоставления среднего общего и среднего профессионального образования.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия - Алания в 2025 году"
Принятие федерального закона "О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия - Алания в 2025 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.