Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - законопроект) подготовлен в целях защиты прав потерпевших и направлен на увеличение страховых выплат в возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
Согласно статье 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховая сумма в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 500 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, и 400 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего. Данные размеры страховых сумм установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ и с тех пор не менялись.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статье 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон" следует читать "статье 7 Федерального закона"
В то же время рост за прошедшие годы страховых тарифов, стоимости запчастей и восстановительного ремонта автотранспорта, а также медицинских услуг при причинении вреда жизни и здоровью свидетельствуют о необходимости пересмотра размера страховых сумм.
Хотя в 2023 году средняя выплата за вред, причиненный имуществу, составила 82 711 рублей, а средняя выплата за вред, причиненный жизни и здоровью, 156 056 рублей, лимита выплат по ОСАГО всё чаще не хватает на ремонт автомобиля. Аварий с ущербом, оцененным выше 400 тыс. рублей, становится больше с каждым годом. По имеющимся данным, за первые шесть месяцев 2024 года доля таких случаев у некоторых компаний достигла почти 5%, хотя за январь - июнь 2023 года их было около 1,7%.
Эта тенденция связана с ростом стоимости восстановления автомобиля из-за подорожания запчастей, материалов и работ, усложнения логистики.
В среднем запчасти подорожали примерно на 30-50%, больше всего - для европейских автомобилей.
Когда порога по ОСАГО в 400 тыс. рублей не хватает, недостающую сумму для покрытия расходов на восстановление машины взыскивается с виновника аварии. Согласно сложившейся судебной практике виновнику аварии приходится доплачивать даже тогда, когда лимит ОСАГО не исчерпан.
В последнее время наблюдается рост случаев занижения страховыми компаниями стоимости восстановительного ремонта с целью получения максимальной прибыли. Если потребитель подписал соглашение на выплату, то проведение независимой экспертизы необязательно и страховщики могут занижать выплаты.
Сторонники сохранения нынешних размеров страховых сумм утверждают, что их увеличение приведет к росту страховых тарифов, что будет способствовать увеличению расходов граждан на ОСАГО.
В то же время согласно данным статистики Банка России и Российского союза автостраховщиков (РСА), сборы по ОСАГО стремительно растут при практически не изменившихся выплатах.
Согласно статистике Банка России, сборы страховщиков по ОСАГО за I полугодие 2023 года увеличились на 29% по сравнению с I полугодием 2022 года и достигли 151,9 млрд. рублей, при этом выплаты (на фоне роста цен на запчасти, курса рубля и прочего) снизились на 1%, с 80,6 млрд. рублей до 79,8 млрд. рублей.
Если в I полугодии 2022 года было выплачено 68% от сборов, то в I полугодии 2023 года только чуть больше половины -53% от сборов.
И всё это происходит на фоне резкого подорожания полисов ОСАГО для населения и бизнеса.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которым страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, устанавливается в размере 650 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, и 520 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.
Учитывая доходы и расходы страховых компаний по ОСАГО, полагаем, что предлагаемое законопроектом увеличение страховых сумм на 30 процентов не должно повлечь за собой увеличения предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов.
Предлагается вступление в силу федерального закона с 1 сентября 2025 года.
Принятие законопроекта, по нашему мнению, позволит защитить права граждан, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, а также повысить доверие к данному виду обязательного страхования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.