Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 823563-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения мер административной ответственности за несоблюдение перевозчиком легковым транспортным средством требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения мер административной ответственности за несоблюдение перевозчиком легковым транспортным средством требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров) (далее - законопроект) разработан в целях приведения в соответствие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с Федеральным законом от 24.06.2023 N 278-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об ОСГОП для такси).
Законопроект направлен на обеспечение соразмерности и соответствия характеру административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.31 КоАП Российской Федерации. Так, согласно ст. 13.31 КоАП Российской Федерации осуществление перевозок пассажиров перевозчиком без договора ОСГОП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ст. 13.31 КоАП" следует читать "ст. 11.31 КоАП"
Данная статья является нормативно-дисциплинирующей мерой воздействия на перевозчиков. Вместе с тем в соответствии со статьей 4.1 КоАП Российской Федерации любая штрафная мера должна быть исполнимой, конституционно обоснованной, справедливой и соразмерной правонарушению. Отсутствие у перевозчика договора ОСГОП не влияет на права пассажира, так как в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 67-ФЗ при отсутствии договора обязательного страхования перевозчик несет ответственность за причиненный пассажиру вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при заключении договора ОСГОП.
При этом установленные указанной статьей санкции были спроектированы в первую очередь в отношении крупных воздушных, железнодорожных и иных видов пассажирских перевозок. В текущих реалиях, а также после вступления в силу закона об ОСГОП для такси данная норма применима также для водителей и перевозчиков легкового такси (таксопарков), которые изначально законодателем не были учтены при проектировании столь высоких административных штрафов за отсутствие оформления полиса ОСГОП.
В связи с этим существующие административные штрафы за несоблюдение перевозчиком легковым такси требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров несоразмерны с последствиями административного правонарушения.
В такси, как и в любом другом виде транспорта, не исключены риски пропуска сроков переоформления договора ОСГОП, однако штрафы, установленные в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей ощутимы даже для "крупного" таксопарка и ставят на грань банкротства бизнес легкового такси.
В частности, несколько раз наложенный и неоплаченный штрафы может уже стать основанием для инициирования банкротства юридических и физических лиц. Практика наложения таких чрезмерно высоких административных штрафов приведет к росту количества дел о банкротстве лиц, осуществляющих деятельность в сфере такси и повлечет губительные последствия вплоть до ликвидации 70% организаций, оборот которых составляет от 500 тысяч до 5,5 млн. рублей. Таким образом, выплата штрафов в размере, установленном ч. 1 ст. 13.31 КоАП Российской Федерации, повлечет за собой массовое банкротство субъектов положений статьи 13.31 КоАП Российской Федерации - водителей и перевозчиков легкового такси.
Таким образом, действующие штрафы по ст. 11.31 КоАП Российской Федерации свидетельствуют о несоразмерности её применения, в том числе и из-за чрезмерно высоких сумм штрафов для субъектов (водителей легкового такси, перевозчиков - таксопарков), обладающих незначительным оборотом в соотношении с вменяемыми штрафами.
В нынешней ситуации постоянного роста издержек перевозчиков (в частности, идет о кратном удорожании автомобилей и запчастей), оттока водителей в другие профессии адаптация представителей малого и среднего бизнеса такси к новым правилам будет затруднительна, потребует дополнительных финансовых затрат. Сложившаяся ситуация создает долгосрочные риски для развития транспортной отрасли и экономики в целом. С целью защиты российского рынка перевозок пассажиров и багажа легковым такси представляется необходимым пересмотреть размеры штрафов по указанной статье, а также адаптировать их под текущие реалии.
Учитывая, что средняя стоимость полиса ОСГОП составляет 3400 рублей, законопроектом предлагается установить штрафы на граждан - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Законопроект соответствует данному в 2014 году поручению Президента России Правительству по поддержке субъектов малого предпринимательства по совершенствованию законодательства, предусматривающие дифференциацию уровня административных штрафов в зависимости от категории субъектов предпринимательства и размера бизнеса (Перечень поручений Президента России N Пр-1898, п. 1, 2).
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения мер административной ответственности за несоблюдение перевозчиком легковым транспортным средством требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров)
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения мер административной ответственности за несоблюдение перевозчиком легковым транспортным средством требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров) в случае принятия не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и не окажет влияния на расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения мер административной ответственности за несоблюдение перевозчиком легковым транспортным средством требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения мер административной ответственности за несоблюдение перевозчиком легковым транспортным средством требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика легковым транспортным средством за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.