Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (далее - законопроект) подготовлен с целью законодательного обеспечения регулирования безопасности термоядерных и гибридных систем.
Целью законодательных изменений является распространение определенных Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ) правовых основ и принципов регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, на проектируемые и действующие термоядерные реакторы и установки, в том числе содержащие ядерные материалы, специальные неядерные материалы и радиоактивные вещества, предназначенные для использования ядерной реакции синтеза с участием легких атомов (далее - реакция синтеза легких ядер).
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, будет способствовать реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585.
В рамках федерального проекта "Технологии термоядерной энергетики" национального проекта "Новые атомные и энергетические технологии" НИЦ "Курчатовский институт" и организациями Госкорпорации "Росатом" реализуется комплекс мероприятий по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов, необходимых для развития термоядерных и плазменных технологий. В результате выполнения работ должно быть завершено строительство новых, а также модернизация и техническое перевооружение существующих объектов исследовательской инфраструктуры и опытно-промышленной базы, создание на их основе практически неисчерпаемых экологически чистых источников энергии, источников частиц и излучений различных назначений, мощных плазменных двигателей для космических аппаратов, инновационного оборудования для медицины, машиностроения, микроэлектроники и других наукоемких отраслей экономики.
При этом термоядерные реакторы и установки обладают характерными для ядерных установок и радиационных источников факторами опасности, такими как: ионизирующее излучение, активация конструкционных элементов, образование радиоактивных отходов, выброс радиоактивных веществ в атмосферу. По отдельным радиационным характеристикам термоядерные реакторы и установки, в том числе не содержащие ядерные материалы, могут соответствовать уровню, характерному для существующих крупных ядерных установок или даже превышать его, например, в части потока нейтронов.
Безопасность термоядерных реакторов и установок достигается в том числе наличием различных систем безопасности, что характерно для действующих ядерных установок.
Следует отметить, что потенциальная опасность конкретных проектов термоядерных реакторов и установок может значительно различаться. Так, например, помимо крупных термоядерных реакторов перспективных электростанций и их полномасштабных прототипов, существует большое количество установок, которые предназначены для проведения научных исследований в области реакции синтеза легких ядер, а также для образовательных целей. Такие исследовательские установки могут быть использованы как для изучения работы отдельных элементов будущих термоядерных электростанций, так и для целей обучения и подготовки персонала. Кроме того, реакция синтеза легких ядер используется в нейтронных источниках. При этом уровень нейтронного излучения и (или) других видов ионизирующего излучения может быть низким и не представлять угрозы.
Таким образом, сама по себе реализация реакции синтеза легких ядер не может быть достаточным критерием для классификации термоядерных реакторов и установок. Установление только критерия по реализации реакции синтеза легких ядер может привести к избыточному регулирующему воздействию на целый ряд установок с незначительной или низкой степенью опасности и может препятствовать внедрению новых перспективных технологий использования реакции синтеза легких ядер в иные сферы жизни человека.
Для создания нормативной базы для эффективного регулирования безопасности термоядерных реакторов и установок необходимо установление критериев классификации. Такие критерии позволят сформировать классы установок, обладающих схожими особенностями, для которых в дальнейшем могут быть разработаны специальные требования и (или) рекомендации по обеспечению безопасности в документах уровня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Это позволит учесть основные специфические особенности термоядерных реакторов и установок и поможет разработчикам проектов обеспечить безопасность при проектировании, а эксплуатирующим организациям - получить необходимые разрешения.
Предлагаемым законопроектом критерием отнесения термоядерных реакторов и установок к категории "ядерная установка" является использование в установке ядерных материалов и (или) генерация ионизирующего излучения с параметрами и характеристиками (например, интенсивность ионизирующего излучения), значения которых превышают величины, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Существующие (проектируемые) термоядерные установки могут не содержать ядерные материалы, но при этом генерировать ионизирующее излучение с высокой интенсивностью. Такие установки обладают высокой потенциальной опасностью и, как следствие, должны относиться к категории "ядерная установка". Проектируемые термоядерные реакторы и установки могут содержать ядерные материалы, но при этом не генерировать ионизирующее излучение с потенциально опасными параметрами и характеристиками. Такие реакторы и установки за счет наличия ядерных материалов имеют степень опасности, аналогичную иным ядерным установкам, и также должны относиться к категории "ядерная установка".
В соответствии с законопроектом численные значения параметров и характеристик излучения, генерируемого термоядерными установками, по достижении которых такие объекты будут отнесены к ядерным установкам, будут установлены в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. Одним из таких параметров и характеристик может стать пиковая и интегральная интенсивность нейтронного излучения. Так, например, в случае превышения пиковой интенсивности значения в 10 17 нейтронов в секунду или превышения интегральной интенсивности значения в 10 23 нейтронов за весь срок службы термоядерные установки могут быть отнесены к категории "ядерная установка". Значения по пиковой и интегральной интенсивности, в случае превышения которых объекты будут отнесены к категории "радиационный источник", могут составить порядка 10 9 нейтронов в секунду и 10 15 нейтронов за весь срок службы соответственно. Возможность установления в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии значений интенсивности генерируемого ионизирующего излучения, по достижении которого установки будут относиться к объектам использования атомной энергии, закреплена в статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ.
Таким образом, только в случае если термоядерные установки не содержат ядерные материалы и не генерируют ионизирующее излучение с потенциально опасными параметрами и характеристиками, целесообразно их отнесение к категории "радиационный источник". Такой подход позволит сформировать систему регулирования безопасности термоядерных реакторов и установок на основании действующей системы регулирования безопасности ядерных установок и радиационных источников соразмерно их потенциальной опасности.
Учитывая изложенное, необходимо внести изменение в определения "ядерные установки" и "радиационные источники" статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ с целью обеспечения эффективного регулирования безопасности действующих и проектируемых термоядерных реакторов и установок и разграничения их по уровню потенциальной опасности.
Следует также отметить, что термоядерные реакторы и установки являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, однако в случае внесения предлагаемых изменений в действующие определения объектов использования атомной энергии Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ без выделения термоядерных реакторов и установок в отдельный тип объекта использования атомной энергии внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в том числе в статью 48.1, не потребуется.
В связи с тем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют термоядерные установки, которые могли бы быть отнесены к категории "ядерные установки", реализация положений, предусмотренных законопроектом, не требует внесения изменений в Перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации". Следует отметить, что реализация проектов, характеристики которых позволят отнести их к ядерным установкам, ожидается в течение ближайших 10-20 лет в организациях, уже включенных в указанный перечень.
Предлагаемые изменения соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых изменений не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
В предлагаемых изменениях отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, не устанавливается вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и вид предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Реализация положений законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных таким органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон) не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (далее - Правила).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание: приведение термина "ядерная установка" в соответствие с нормами, предусмотренными Федеральным законом.
Обоснование необходимости принятия: часть первая статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" дополняется положением, распространяющим его действие на сооружения и комплексы с термоядерными реакторами или установками, содержащими ядерные материалы или генерирующими ионизирующее излучение с параметрами и характеристиками, значения которых превышают величины, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, что требует внесение изменений в понятие "ядерная установка", определенное Правилами.
Срок подготовки: 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за подготовку: Ростехнадзор, Госкорпорация "Росатом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.