Досье на проект федерального закона
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда обеспечивается, в том числе, запретом принудительного труда, под которым в соответствие с Конвенцией МОТ N 29 от 28 июня 1930 года относительно принудительного или обязательного труда (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 года) понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
В целях гарантии защиты от принудительного труда, Трудовой кодекс Российской Федерации в части первой и второй статьи 72.1 предусмотрел запрет перевода работника на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, т.е. изменение трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) и (или) такого указанного в трудовом договоре существенного его условия, как структурное подразделение, в котором работает работник, а также на постоянную работу к другому работодателю без письменного согласия работника.
Однако в соответствии с частью третьей статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора, в том числе трудовой функции.
Как следует из содержания данной нормы и при её анализе в системной связи с другими положениями Трудового кодекса Российской Федерации, она допускает перемещение работника без его согласия, поскольку работник продолжает выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменяются.
Тем не менее, перемещение всё же является существенным изменением условий труда работников и, как правило, оформляется посредством издания локального акта работодателем, содержащим императивные указания.
Перемещение работников на другое рабочее место или в другое структурное подразделение может значительным образом ухудшить положение некоторых работников, относящимся к наиболее уязвимым слоям населения, например, при перемещении работника в рамках одной местности, под которой понимаются пределы одного населенного пункта.
К примеру, перемещение сотрудников, являющихся членами многодетных семей или одинокими матерями, иными лицами, воспитывающими детей без матери, может увеличить время проезда от места осуществления трудовых функций до учреждений образования, в которых обучаются дети. Также перемещение сотрудников, возраст которых превышает 70 лет или они получили статус инвалида может значительно ухудшить их условия труда и негативно сказаться на состоянии здоровья.
В дополнение в вышесказанному, стоит отметить, что нередко возникают ситуации при которых недобросовестные работодатели используют возможность законного перемещения работников без их согласия в целях, противоречащих принципам трудового права, а именно с целью вынудить расторгнуть трудовой договор по инициативе работника.
В случае принятия проекта федерального закона работодатель будет обязан уведомить работника не позднее чем за семь рабочих дней до издания локального акта о перемещении сотрудника и должен будет получить письменное согласие работника на перемещение. К указанным категориям работников, которым предлагается создать данную гарантию при изменении условий трудового договора предлагается отнести: работников, имеющих трех и более детей, старшему из которых не исполнилось 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения; работников, являющимися инвалидами; работников, достигших возраста 70 лет; одиноких матерей; иных лиц, воспитывающих детей без матери.
Перечень указанных категорий работников наиболее уязвим при перемещении на другое рабочее место или структурное подразделение, расположенное в той же местности, в связи с чем предлагается дополнительно защитить их трудовые права, обеспечив принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда обязательным письменным согласием работника на перемещение и надлежащее заблаговременное уведомление об этом.
В случае принятия проекта указанного федерального закона его реализация не потребует выделения денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечёт дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу Федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.