Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, за исключением отдельных категорий граждан, для которых установлен один период проведения призыва на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, а также явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в целях выполнения установленного Президентом Российской Федерации задания по призыву, повестками вызывается максимально возможное количество граждан, подлежащих призыву на военную службу, кроме тех, кто уже имеют отсрочку от призыва на военную службу.
Все граждане, явившиеся по повестке, проходят медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, на котором принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе":
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В случае выполнения установленного задания по призыву по итогам призывной кампании значительная часть решений о призыве граждан на военную службу, принятых призывной комиссией, отменяется. Так, по итогам весенней призывной кампании 2023 года было отменено более 11,6 тыс. решений о призыве граждан на военную службу и все эти граждане уже в период осеннего призыва вынуждены были снова прибывать в военные комиссариаты для повторного прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу (профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии). Все это не только создает неудобства для самих призывников, но и несет дополнительную нагрузку на членов призывной комиссии, а также приводит к неоправданному расходу бюджетных средств.
Кроме того, некоторые граждане, пользуясь отсутствием срока действия решения о призыве граждан на военную службу, злоупотребляют правом обжалования принятых в отношении них решений, и подают жалобы, в том числе неоднократно, не в целях защиты своих прав, а в целях уклонения от призыва на военную службу. Каждый период призыва около 5 тыс. призывников подают в суд жалобы о несогласии с решениями призывных комиссий, из которых только около 64% суды успевают рассмотреть в период проведения призывной кампании. При этом удовлетворяется только 5% жалоб.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается установить, что решение о призыве на военную службу, которое не было исполнено в период проведения призыва на военную службу, в котором оно было принято, подлежит исполнению в следующие периоды проведения призыва на военную службу в течение одного года со дня, в котором оно было принято, при условии, что на день исполнения такого решения не возникли обстоятельства, являющиеся основанием для принятия иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Одновременно законопроектом предлагается предусмотреть возможность создания одной призывной комиссии в двух и более муниципальных районах, муниципальных и городских округах, а также в городах федерального значения. При этом решение о создании таких призывных комиссий будет приниматься высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления военного комиссара субъекта Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Основными критериями создания одной призывной комиссий будут являться: транспортная доступность, оснащение помещений призывных пунктов необходимым оборудованием и их пропускная способность.
Данный подход позволит сократить количество должностных лиц, привлекаемых для проведения призыва граждан на военную службу, в том числе врачей-специалистов (которые востребованы в муниципальной системе здравоохранения), привлекаемых для медицинского освидетельствования призывников, снизить потребность в обеспечении врачей-специалистов медицинским оборудованием, повысить качество призыва граждан на военную службу.
Так, в рамках совершенствования учетно-призывной работы в г. Москве в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации призывная кампания 2024 года проводится на базе Единого пункта призыва. Это позволило осуществить в одном месте весь комплекс мероприятий призыва, включающий оповещение граждан, их медицинское освидетельствование и тестирование. При этом распоряжением Мэра г. Москвы медицинское освидетельствование призывников проводят 8 составов врачей-специалистов (ранее медицинское освидетельствование проводилось в 31 военном комиссариате) с использованием медицинской информационной системы.
Учитывая положительный опыт проведения призывной кампании 2024 года в г. Москве на базе Единого пункта призыва, а также с учетом заключенных между Минобороны России и субъектами Российской Федерации соглашений о взаимодействии по формированию единой информационной среды и переводу в электронный вид максимального количества услуг, оказываемых гражданам военными комиссариатами, представляется целесообразным установить возможность создания таких Единых пунктов призыва и в других субъектах Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит существенно снизить нагрузку на призывные комиссии, сократить финансовые обязательства федерального бюджета на организацию и проведение призыва, в том числе, медицинского освидетельствования призывников, а также исключить случаи неоднократного обжалования решений призывных комиссий.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых решений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте учтено замечание Правительства Российской Федерации в части уточнения его наименования (заключение Правительства Российской Федерации от 30 января 2025 года N ДГ-П4-2670).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон мО воинской обязанности и военной службе"
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета, но возможна экономия средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие указанного Федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.