Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - проект федерального закона) разработан в целях исполнения мероприятий Плана-графика перевода мер социальной поддержки в формат "Социального казначейства".
В рамках реализации Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р, и инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Социальное казначейство", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 2021 года осуществляется поэтапное (в три очереди) создание и внедрение государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - ГИС ЕЦП).
В 2023 году завершено исполнение государственного контракта на создание первой очереди ГИС ЕЦП и осуществляются работы по созданию второй очереди, в рамках которой в 2024 году проводились мероприятия по созданию в ГИС ЕЦП функциональности, автоматизирующей полный цикл процессов предоставления материнского (семейного) капитала (принятие решений о выдаче сертификата и о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала).
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) в части установления норм о ведении учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в ГИС ЕЦП.
Положения проекта федерального закона также предусматривают внесение изменений в Федеральный закон N 256-ФЗ в части перехода права на дополнительные меры государственной поддержки правопреемникам (отцу, детям в равных долях) в проактивном (беззаявительном) порядке, в случае прекращения у владельца сертификата права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3, 4 и 5 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ (смерть, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах и др.).
Кроме того, проектом федерального закона предлагается сократить сроки рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, направления межведомственного запроса Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его рассмотрения соответствующими органами и организациями, а также сроки вынесения решения по заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в том числе в целях обеспечения синхронизации указанных норм с Основными требованиями к процессам назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, установленных Правительством Российской Федерации на основании статьи 5.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Учитывая, что в соответствии с заключенным государственным контрактом от 4 ноября 2023 г. N 248-15 разработка функционала второй очереди ГИС ЕЦП завершается к 1 января 2025 г., целесообразно предусмотреть вступление в силу положений проекта федерального закона с момента официального опубликования.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности и иных разрешений, аккредитаций, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем информация о соответствующим виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствует.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий по созданию государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - ГИС ЕЦП) с 2022 года осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации в рамках федерального проекта "Социальное казначейство" (КБК 797 1006 03 2 5D 92918 246).
В 2024 - 2026 годах в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" на мероприятия на реализацию мероприятий федерального проекта "Социальное казначейство" в части создания и внедрения ГИС ЕЦП предусмотрено 14,66 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 380 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2023 г. N 133 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, перечня документов (сведений), необходимых для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, формы заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет и формы заявления об отказе от ее получения".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
7. Приказ Минтруда России от 21 декабря 2017 г. N 862н "Об утверждении Порядка предоставления лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала - о размере его оставшейся части".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
8. Приказ Минтруда России от 24 марта 2020 г. N 149н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
9. Приказ Минтруда России от 26 февраля 2021 г. N 92н "Об утверждении Правил направления неиспользованных средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
10. Приказ Минтруда России от 3 августа 2022 г. N 444н "Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
11. Приказ Минтруда России от 26 апреля 2023 г. N 341н "Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пёнсии".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными проектом федерального закона.
Срок подготовки - не позднее 2 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во 2 чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2006 г. N 892 "Об утверждении Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки".
Основание - статья 1 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.