Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и приведения положений Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
Частью 3 статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Законопроектом предусматривается закрепление полномочий Минфина России в Федеральном законе N 41-ФЗ на издание нормативных правовых актов Минфина России, содержащих обязательные требования, определяющих в том числе порядок предоставления информации в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК), порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их добыче, производстве, использовании и обращении.
Законопроектом также закрепляются полномочия Центрального банка Российской Федерации по установлению форм документов, применяемых при приеме, учете, хранении и выдаче драгоценных металлов и драгоценных камней в кредитных организациях.
Кроме того, законопроектом предусматривается закрепление полномочий Федеральной пробирной палаты в Федеральном законе N 41-ФЗ на издание соответствующих нормативных правовых актов, в том числе в части утверждения порядка проведения экспертизы ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов, норм отбора проб на их опробование, установления формы сертификата на мерный слиток аффинированных драгоценных металлов и паспорта на стандартный слиток таких металлов, а также порядка их заполнения и др.
В целях усиления контроля за драгоценными металлами и драгоценными камнями, вводимыми в оборот ломбардами, законопроектом предлагается наделить Федеральную пробирную палату полномочиями по утверждению согласованного с Центральным банком Российской Федерации перечня изделий, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, не подлежащих приему ломбардом в залог. Данный перечень предполагается утвердить по аналогии с уже существующим перечнем, действующим в отношении организаций, осуществляющих скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовку лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О ломбардах" ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 утвержден Перечень видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, в который, в том числе включены драгоценные металлы и драгоценные камни.
В гражданском обороте у граждан (физических лиц) драгоценные металлы и драгоценные камни могут находиться в виде ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, инвестиционных драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов, сертифицированных ограненных драгоценных камней.
Совокупность указанных ценностей обусловлена возможностью приобретения гражданином (физическим лицом) такой продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней по договору розничной купли-продажи (в розничном магазине, банке, интернет-площадке).
В случае невозврата займа ломбард вправе продать невостребованные драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них, следовательно, ломбард является официальной точкой ввода в легальный оборот указанных ценностей.
По данным ГИИС ДМДК, объем невостребованных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, реализуемых ломбардами, достигает 20 процентов от всех изделий, принятых в залог.
98 процентов ломбардов из числящихся в Государственном реестре ломбардов принимают в залог драгоценные металлы и драгоценные камни - согласно данным Государственного реестра ломбардов и реестра специального учета на 25 ноября 2024 г. деятельность по выдаче займов физическим лицам под залог драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют 1839 юридических лиц из 1867, зарегистрированных в Государственном реестре ломбардов. При этом некоторые из ломбардов имеют сети, включающие до 300 территориально обособленных подразделений, функционирующих в различных субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что Правилами осуществления скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий и Правилами осуществления заготовки лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2024 г. N 616, установлен запрет на прием от граждан (физических лиц) драгоценных металлов и драгоценных камней в видах и формах, не предусматривающих их использование для личного потребления.
Вместе с тем, несмотря на идентичный состав участников и сходные правоотношения, перечень драгоценных металлов и драгоценных камней, запрещенных к приему в залог ломбардами, отсутствует. Такая ситуация создает привлекательную среду для легализации незаконно добытых или неправомерно полученных драгоценных металлов и драгоценных камней.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить Федеральную пробирную палату полномочиями по:
утверждению порядка проведения экспертизы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
установлению формы реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также порядки их ведения в ГИИС ДМДК;
утверждению методических рекомендаций по нанесению двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;
проведению отбора проб на опробование и анализ ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
установлению формы и порядка ведения реестра объектов розничной торговли, в которых осуществляется продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Также в целях совершенствования процессов постановки Федеральной пробирной палатой на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников по обращениям изготовителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов законопроектом предлагается изменить порядок реализации данного полномочия, установив возможность постановки Федеральной пробирной палатой оттисков именников по обращениям изготовителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов только лазерным методом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Приказы Министерства финансов Российской Федерации:
1) "Об утверждении формата представляемой в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота информации, структуры сведений".
Ответственные - Минфин России, Федеральная пробирная палата.
2) "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении".
Ответственные - Минфин России, Минпромторг России, Минприроды России, Федеральная пробирная палата.
3) "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ведения отчетности при их добыче".
Ответственные - Минфин России, Минпромторг России, Минприроды России, Федеральная пробирная палата.
4) "Об утверждении Порядка согласования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), инструкций, норм и нормативов, составленных аффинажными организациями".
Ответственные - Минфин России, Федеральная пробирная палата.
2. Приказы Федеральной пробирной палаты:
1) "Об утверждении формы паспорта на стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов и сертификата на мерный слиток аффинированных драгоценных металлов и порядка их заполнения".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
2) "Об утверждении Инструкции по опробованию, анализу, клеймению, нанесению двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, приему, хранению, выдаче ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, анализу материалов, содержащих драгоценные металлы, и изготовлению пробирных реактивов, в том числе формы квитанций".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
3) "Об утверждении норм отбора проб на опробование и анализ ювелирных и других изделий из драгоценных металлов".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
4) "Об утверждении Порядка проведения экспертизы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
5) Приказ Федеральной пробирной палаты "Об утверждении Порядка применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
6) "Об утверждении Перечня изделий, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, не подлежащих приему ломбардом в залог".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России, Банк России.
7) "Об утверждении Порядка ведения реестра именников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (ремонт) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, и формы ведения реестра именников".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
8) "Об утверждении структуры сведений, вносимых в заявку о регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, порядка ее формирования и получения подтверждения о ее принятии".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
9) "Об утверждении структуры сведений, вносимых в запрос об изменении сведений (информации), указанных при регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, порядка его формирования и получения подтверждения о его принятии".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
10) "Об утверждении форм уведомления об изменении сведений, указанных при регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, и уведомления о невозможности изменения сведений, указанных при регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
11) "Об утверждении структуры сведений, вносимых в форму карты специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, порядка ее формирования и получения подтверждения о ее принятии".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
12) "Об утверждении формы реестра объектов розничной торговли, в которых осуществляется продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, и порядка его ведения".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
13) "Об утверждении Порядка рассмотрения структуры и формата металлургического баланса, представляемого аффинажными организациями".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
14) "Об утверждении формата сведений о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
Срок подготовки приказов Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной пробирной палаты (с учетом регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) - 1 сентября 2025 г.
II. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" потребует признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
1. Приказы Министерства финансов Российской Федерации:
1) от 9 декабря 2016 г. N 231н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении".
Ответственные - Минфин России, Минпромторг России, Федеральная пробирная палата.
2) от 9 ноября 2021 г. N 173н "Об утверждении формата представляемой в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота информации, структуры сведений".
Ответственные - Минфин России, Федеральная пробирная палата.
2. Приказы Федеральной пробирной палаты:
1) от 5 августа 2021 г. N 154н "Об утверждении форм паспорта на стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов и сертификата на мерный слиток аффинированных драгоценных металлов и порядка их заполнения".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
2) от 7 июня 2023 г. N 113н "Об утверждении Порядка применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
3) от 6 октября 2016 г. N 174н "Об утверждении Порядка ведения реестра именников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (ремонт) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов".
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Имеется в виду приказ Минфина России от 6 октября 2016 г. N 174н
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
4) от 16 ноября 2021 г. N 208н "Об утверждении структуры сведений, вносимых в заявку о регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, порядка ее формирования и получения подтверждения о ее принятии".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
5) от 16 ноября 2021 г. N 209н "Об утверждении структуры сведений, вносимых в запрос об изменении сведений (информации), указанных при регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, порядка его формирования и получения подтверждения о его принятии".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
6) от 16 ноября 2021 г. N 210н "Об утверждении форм уведомления об изменении сведений, указанных при регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, и уведомления о невозможности изменения сведений, указанных при регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
7) от 24 мая 2022 г. N 91н "Об утверждении форм сведений о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде".
Ответственный - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
8) от 16 ноября 2021 г. N 211н "Об утверждении структуры сведений, вносимых в форму карты специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, порядка ее формирования и получения подтверждения о ее принятии".
Ответственные - Федеральная пробирная палата, Минфин России.
Срок подготовки приказов Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной пробирной палаты (с учетом регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) - 1 сентября 2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.