Досье на проект федерального закона
Глава 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за административные правонарушения в области воинского учета.
В частности, статьей 21.5 предусматривается наложение административных штрафов за:
- неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет;
- несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией;
- несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий;
- несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.
Проведенный Минобороны России анализ показал, что в 2023 году к административной ответственности по указанной статье по различным основаниям были привлечены более 47 тыс. человек. Из них получили предупреждение около 18,3 тыс. человек, наложены административные штрафы более чем на 28,7 тыс. человек.
Основное количество совершенных административных правонарушений связано с несообщением гражданами в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтверждённое регистрацией (не имеющими регистрации по месту пребывания). В настоящее время размер административного штрафа за такое правонарушение составляет от одной тысяч до пяти тысяч рублей.
По нашему мнению, установленный размера штрафа является незначительным, он несоизмерим с совершаемым деянием и не способствует формированию законопослушного поведения граждан.
В связи с этим законопроектом предлагается существенно повысить размер штрафа за такое правонарушение и установить его размер от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Принятие законопроекта позволит существенно повысить ответственность граждан за исполнение обязанностей по воинскому учету.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых решений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации, изложенные в официальном отзыве на законопроект исх. N ДГ-П4-3220 от 4 февраля 2025 года, в части корректировки диспозиции проектируемой части 2.1 статьи 21.5 КоАП с учетом положений абзаца пятого пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также внесения соответствующих изменений в часть 1 статьи 3.5 КоАП (в связи с установлением административного штрафа в проектируемом размере).
При этом, принятие данного законопроекта потребует внесения изменений в абзац пятый пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части установления срока (более трех месяцев) при котором граждане должны сообщать в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, о своем переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и не потребует изменения финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие указанного Федерального закона потребует внесения изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (абзац пятый пункта 1 статьи 10).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.