Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 25 февраля 2025 г. N 3.1-02/505@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятому Государственной Думой 12 февраля 2025 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 671695-8) внесен в Государственную Думу 15 июля 2024 года Правительством Российской Федерации.
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, а также И.В. Рукавишниковой в период исполнения ею полномочий сенатора Российской Федерации в Государственную Думу направлена 1 поправка, которая принята.
Рассматриваемый Федеральный закон направлен на приведение положений отдельных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в соответствие с изменениями, вносимыми с 1 июня 2025 года в законодательные акты Российской Федерации Федеральным законом от 28 декабря 2024 года N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающим, в частности, расширение сферы применения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" путем включения в нее направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Федеральный закон предусматривает административную ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия финансированию экстремистской деятельности. Таким образом, за совершение указанных правонарушений административная ответственность будет установлена в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Также Федеральным законом предлагается установить административную ответственность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и их должностных лиц, которая будет наступать не только за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, но и за его неисполнение, повлекшее установленное вступившим в законную силу приговором суда финансирование экстремистской деятельности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Такие действия (бездействие) повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административную ответственность за вышеперечисленные административные правонарушения будут нести как юридические лица.
Предусматривается возможность применения в случае совершения административного правонарушения в области противодействия финансированию экстремистской деятельности такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности, уточняется наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Росфинмониторинг), содержащееся в отдельных статьях КоАП РФ, в связи с включением в сферу его ведения вопросов противодействия финансированию экстремистской деятельности.
В соответствии со статьей 2 рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2025 года.
Реализация вносимых Федеральным законом изменений будет способствовать повышению эффективности мер, проводимых государством в области противодействия финансированию экстремистской деятельности.
Для реализации Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.