Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере социальной поддержки ветеранов в части уточнения категорий лиц, относящихся к ветеранам боевых действий и инвалидам боевых действий.
Законопроектом предлагается предоставить статус ветерана боевых действий и инвалида боевых действий военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, прокурорам, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, выполнявшим задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции (далее - СВО), в том числе ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении указанных задач.
В связи с динамикой проведения СВО полномочие по определению перечня территорий Российской Федерации, прилегающих к районам проведения СВО, предлагается предоставить Правительству Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих выполнение указанных в законопроекте задач и являющихся основанием для выдачи соответствующего удостоверения, предлагается определять приказами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляющих выдачу удостоверений.
Законопроект позволит повысить уровень социальной защиты, реализовать права указанных лиц на получение статуса ветерана боевых действий и инвалида боевых действий и распространить на них соответствующие меры социальной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Содержание законопроекта не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствует.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", окажет влияние на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации будут осуществляться за счет средств, предусмотренных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Суммарные расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на реализацию федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" составят:
в 2025 году - 4566311,76 тыс. рублей;
в 2026 году - 5963633,71 тыс. рублей;
в 2027 году - 6691182,53 тыс. рублей.
Согласно Методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов в расчетах учтены бюджетные ассигнования на ежегодную индексацию с 1 апреля надбавок и повышений к пенсии, зависящих от размера социальных пенсий, в связи с уточнением темпа роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год: с 1 апреля 2025 г. - на 7,5 процента, с 1 апреля 2026 г. - на 11,6 процента, с 1 апреля 2027 г. - на 14,7 процента.
Количество лиц, выполнявших задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 г., составляет 83461 чел.,
в том числе:
Минобороны России - 41424 чел.;
МВД России - 4371 чел.;
МЧС России - 2000 чел.;
Росгвардия - 29900 чел.;
Генеральная прокуратура Российской Федерации - 2763 чел.;
Следственный комитет Российской Федерации - 2000 чел.;
ФССП России - 885 чел.;
ГФС России - 104 чел.;
ФСО России - 1 чел.
Предполагается, что численность инвалидов боевых действий не превысит 500 человек, в том числе:
инвалидов I группы - не более 100 чел.;
инвалидов II группы - не более 150 чел.;
инвалидов III группы - не более 250 чел.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") ветераны боевых действий приобретают право на ежемесячную денежную выплату (далее - выплата), размер которой подлежит индексации 1 раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Размер выплаты с 1 февраля 2024 г. составляет 4184,51 рубля. Коэффициент доставки составляет 1,00195437.
На обеспечение выплаты потребуется:
в 2025 году:
83461 х 4498, 35 х 10 х 1,00195437 = 3761705317,48 руб.
в 2026 году:
83461 х (4498,35+ 5020,16 х 11) х 1,00195437 = 4994041267,3 руб.
в 2027 году:
83461 х (5020,16 + 5758,12 х 11) х 1,00195437 = 5716500926,25 руб.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий приобретают право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов (далее - компенсация), которая выплачивается органами местного самоуправления за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации.
Норма площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Состав семьи участников специальной военной операции в среднем составляет 2,1 человека.
Средний размер стоимости оплаты жилых помещений составляет 46,46 рубля за один квадратный метр общей жилой площади.
На выплату компенсации потребуется:
в 2025 году - 83461 х 2,1 х 18 х 46,46 х 0,5 х 10 = 732866033,34 руб.;
в 2026 году - 83461 х 2,1 х 18 х 46,46 х 0,5 х 12 = 879439240,01 руб.;
в 2027 году - 83461 х 2,1 х 18 х 46,46 х 0,5 х 12 = 879439240,01 руб.
Статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки инвалидов войны, в том числе инвалидов боевых действий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, выплачивается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей.
На выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения потребуется:
в 2025 году - 500 х 1000 х 10 = 5000000 руб.;
в 2026 году - 500 х 1000 х 12 = 6000000 руб.;
в 2027 году - 500 х 1000 х 12 = 6000000 руб.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае установления военнослужащему в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы инвалидности вследствие военной травмы выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:
в 2025 году:
инвалиду I группы - 23824,96 руб.;
инвалиду II группы - 11912,47 руб.;
инвалиду III группы - 4764,99 руб.;
в 2026 году:
инвалиду I группы - 24777,96 руб.;
инвалиду II группы - 12388,97 руб.;
инвалиду III группы - 4955,59 руб.;
в 2027 году:
инвалиду I группы - 25769,08 руб.;
инвалиду II группы - 12884,53 руб.;
инвалиду III группы - 5153,81 руб.
На выплату ежемесячной денежной компенсации потребуется:
в 2025 году -
(100 х 23824,96 + 150 х 11912,47 + 250 х 4764,99) х 10 = 53606140 руб.;
в 2026 году -
(100 х 24777,96 + 150 х 12388,97 + 250 х 4955,59) х 12 = 66900468 руб.;
в 2027 году -
(100 x 25769,08 + 150 х 12884,53 + 250 x 5153,81) х 12 = 69576480 руб.
В соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон) пенсии по инвалидности, назначенные в соответствии с Законом, повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона (далее - надбавка).
Надбавка будет устанавливаться и выплачиваться федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Расчетный размер пенсии, из которого исчисляется надбавка, с 1 апреля 2024 г. составляет 7689,83 рубля.
Размер выплаты с 1 апреля 2024 г. составляет 2460,75 рубля.
Прогнозируемый размер выплаты:
с 1 апреля 2025 г. - 2645,31 руб.;
с 1 апреля 2026 г. - 2952,17 руб.;
с 1 апреля 2027 г. - 3386,14 руб.
На выплату надбавки потребуется:
в 2025 году - (2460,75 + 2645,31 х 9) х 500 = 13134270 руб.;
в 2026 году - (2645,31 х 3 + 2952,17 х 9) х 500 = 17252730 руб.;
в 2027 году - (2952,17 х 3 + 3386,14 х 9) х 500 = 19665885 руб.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (далее - Федеральный закон) потребуется:
I. Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Ответственный исполнитель: Минобороны России.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении Федерального закона.
II. Внесение следующих изменений.
1. В постановления Правительства Российской Федерации:
1) от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".
Ответственный исполнитель: Минобороны России.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении Федерального закона;
2) от 20 июня 2013 г. N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий".
Ответственный исполнитель: Минобороны России.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении Федерального закона.
2. В приказы:
1) Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2023 г. N 111 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Минобороны России.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
2) Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 808 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: МВД России.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
3) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 5 июля 2017 г. N 196 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Росгвардия.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
4) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 сентября 2023 г. N 934 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Ответственный исполнитель: МЧС России.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
5) Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. N 588 "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.".
Ответственный исполнитель: ФСБ России.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
6) Федеральной службы охраны Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 163 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах государственной охраны".
Ответственный исполнитель: ФСО России.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
7) Федеральной службы исполнения наказаний от 16 января 2023 г. N 16 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: ФСИН России.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
8) Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 17 октября 2023 г. N 308 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: ГФС России.
Срок подготовки нормативного правового акта: в течение трех месяцев после принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.