Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан в целях устранения пробелов регулирования в законодательстве Российской Федерации обеспечения неотвратимости ответственности лиц, не подлежащих экстрадиции и иной передаче в Российскую Федерацию из-за рубежа, в частности, по основаниям, связанным с внешнеполитической ситуацией.
Статья 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в действующей редакции не позволяет в надлежащей мере обеспечивать неотвратимость ответственности обвиняемых, включая подсудимых, скрывающихся за границей, в том числе постоянно проживающих там граждан Российской Федерации, ведущих из-за рубежа антироссийскую деятельность, в выдаче которых России иностранным государством отказывается, зачастую по политическим мотивам, и одновременно подтверждается готовность осуществить у себя их преследование за совершение в Российской Федерации общеуголовного преступления.
Помимо этого, данная статья содержит императивное положение о передаче соответствующих уголовных дел в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для направления в иностранные государства, что не всегда целесообразно, в особенности по отношению к недружественным странам, и вступает в определенную коллизию с частями четвертой и пятой статьи 247 УПК РФ о заочном рассмотрении дел, позволяющем решать вопросы возмещения ущерба потерпевшим, конфискации активов, применения штрафов и иных имущественных взысканий в доход Российской Федерации.
В целях устранения упомянутой коллизии предлагается решать вопрос о передаче уголовного преследования за рубеж только в случае вывода о неприменимости частей четвертой (в частности, ввиду отсутствия соответствующего ходатайства подсудимого) и пятой (в частности, в силу отсутствия соответствующего исключительного случая) статьи 247 УПК РФ.
Проектируемые изменения учитывают, что по условиям многих международных договоров Российской Федерации, законодательства иностранных государств и на основе принципа взаимности за рубеж могут передаваться уголовные дела с запросами об осуществлении уголовного преследования в отношении подозреваемых и обвиняемых независимо от их гражданства (в настоящее время в отношении граждан Российской Федерации за рубеж могут передаваться копии материалов уголовных дел), от стадии уголовного судопроизводства (досудебной или судебной), а также от места совершения подпадающего под юрисдикцию Российской Федерации преступления (в России или за границей). Кроме того, в международных договорах предусмотрены случаи передачи или возвращения лица вместе с передаваемым делом либо вслед за переданным делом в запрашиваемое государство, что также должно учитываться в формулировке статьи.
Обязательства государств по организации уголовного преследования в случаях, предусмотренных проектируемой статьей, установлены многими международными договорами Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных негативных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Например, Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999 (пункт 4 статьи 7, пункт 1 статьи 10), Европейской конвенцией о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15.05.1972 (статья 8).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.