Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривается реформирование подходов к назначению досрочной пенсии педагогическим работникам.
В соответствии с частью 1 статьи 30 действующего Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 определенным категориям граждан, среди которых в том числе указываются лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста. Однако помимо соответствия указанным критериям по стажу и виду организаций, в которых лицо, должно осуществлять свою трудовую деятельность, необходимо, чтобы должность, на которой трудилось такое лицо, а также конкретный вид организации, соответствовали спискам работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости (далее - списки).
Указанные списки формируются Правительством Российской Федерации и существовали в различных формах начиная с середины прошлого века. В рамках указанного подхода к регулированию для назначения досрочной пенсии по старости необходимо, чтобы лицо осуществляло свою педагогическую деятельность, работая на должностях с определенным наименованием и в организациях, определенных организационно-правовых форм. Это порождает ситуации, при которых педагогические работники, добросовестно выполняя свою трудовую функцию в течение четверти века, впоследствии не могут претендовать на законодательно закрепленную гарантию о досрочном выходе на пенсию по старости, из-за того, что в трудовом договоре их должность закреплена неподходящим образом. Так, если педагогическому работнику в школе укажут должность "психолог" вместо "педагог-психолог", он не будет получать стаж как педагогический работник, хотя его деятельность будет такой же, как и у "педагога-психолога". Такой "формальный" подход к предоставлению государственных гарантий несовместим с принципами социального государства, которое проявляет заботу о своих граждан.
На текущий момент наблюдается существенное количество обращений граждан, отмечающих данную проблему и невозможность получения соответствующей льготы, несмотря на продолжительную работу в должности педагогических работников. Как правило, граждане, не разбирающиеся в юридических нюансах предоставления данной льготы, узнают о том, что у них нет права на досрочный выход на пенсию в самый последний момент.
Важно отметить, что обозначенную проблему формального соответствия должности, в которой работник осуществлял свою трудовую деятельность, соответствующим спискам косвенно признают и органы государственной власти, которые решают указанную проблему в "ручном" режиме, устанавливая тождества в наименовании должностей. Например, в 2023 году Минтрудом России совместно с Минпросвещения России и Социальным фондом России была проведена соответствующая работа по распространению гарантий на педагогических работников, не включенных в списки. В частности, были приняты следующие приказы:
1) Приказ Минтруда России от 14.11.2023 N 807н "Об установлении тождества наименования должности "тьютор" наименованию должности "воспитатель";
2) Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 818н "Об установлении тождества наименования должности "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" наименованию должности "заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом";
3) Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 819н "Об установлении тождества наименования должности "инструктор по физической культуре" (в дошкольном образовательном учреждении) наименованию должности "воспитатель".
Еще одной существенной проблемой, возникающей в связи с применением указанных списков, является существенное ухудшение положений одних граждан по сравнению с другими в рамках одной и той же категории педагогических работников. Очевидным примером такого положения являются тренеры-преподаватели. С 2021 года в связи с изменениями законодательства и гармонизации сферы физической культуры и спорта, а также сферы образования, лица, занимающие должности тренеров стали занимать должности тренеров-преподавателей и приобрели статус педагогических работников. Однако, в связи с пунктом 12 списка, работа в должности тренер-преподаватель, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: наличие на 1 января 2001 года у лица стажа работы в указанных должностях не менее 16 лет 8 месяцев, а также наличие у лица факта работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в указанных должностях. Таким образом, тренеры-преподаватели, которые начали работать с 2001 года, не приобретают и не могут приобрести возможность для выхода на досрочную пенсию по старости и находятся в неравном положении по сравнению с теми работниками, которые указанным требованиям списка соответствуют.
Законопроект предлагает решить указанные проблемы системно, путем уравнивания прав всех педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в организациях для детей, на выход на досрочную пенсию по старости. В этой связи предлагается закрепить в Законе о страховых пенсиях право на выход на досрочную пенсию таких педагогических работников вне зависимости от того, отражена ли их должность и место работы в указанных списках, и предусмотреть применение указанной гарантии к работникам на основании характера их профессиональной деятельности. Помимо этого, проектом федерального закона устанавливается, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для педагогических работников, в случае, если характер их профессиональной деятельности в указанные периоды соответствовал характеру профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" потребует дополнительные средства, которые должны быть учтены при формировании федеральногобюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Точную сумму денежных средств, которая потребуется для обеспечения досрочного выхода на пенсию педагогическим работникам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста, без учета списков в настоящее время определить невозможно, так как отсутствуют точные данные о количестве граждан указанной категории, которым ранее такая гарантия не предусматривалась.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" потребует исключение положений, касающихся педагогических работников, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста из Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.