Статья 225. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
1. В комментируемой статье устанавливается обязанность работодателя по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Как следует из положений статьи, данная обязанность рассматривается законодателем как универсальная, она адресована всем работодателям вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, штатной численности и иных микроэкономических и статистических показателей. Вместе с тем работники всех категорий освобождены от необходимости нести расходы по улучшению условий и охраны труда, что представляется справедливым, поскольку работник в трудовом отношении выступает как более слабая в экономическом смысле сторона, и какое-либо возложение на работника дополнительных денежных обязательств неоправданно.
К таким мероприятиям законодатель относит действия по:
- выявлению опасностей на рабочих местах;
- оценке и снижению уровней профессиональных рисков;
- обучению по охране труда;
- медицинским осмотрам отдельных категорий работников;
- своевременной выдаче средств индивидуальной защиты, их хранению, а также стирке, химической чистке, сушке, ремонту и замене средств индивидуальной защиты;
- обеспечению работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- организации работы службы охраны труда и комитета (комиссии) по охране труда.
См. также Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней, утв. приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н.
2. В ч. 2 определены источники финансирования указанных выше мероприятий. В зависимости от того, является ли работодатель как субъект права элементом государственного механизма или представляет собой частное лицо, финансирование может осуществляться за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта РФ, местного) либо за счет внебюджетных средств. Кроме того, предусмотрена возможность направления на указанные цели добровольных взносов организаций и физических лиц. Такие взносы должны быть отражены в документах бухгалтерского учета, а кроме того, внутренними документами организации может быть определен порядок отчетности о расходовании данных средств именно на те цели, которые предусмотрены законом.
3. Частью 3 законодатель предусматривает императивную обязанность всех работодателей расходовать на мероприятия по улучшению условий и охраны труда не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Исключение сделано лишь для государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений. Это исключение надо понимать так: в той мере, в какой данные субъекты выступают работодателями, их обязанность по финансированию мероприятий по охране труда определяется распорядительными актами соответствующих государственных органов, в чьем ведении находятся данные юридические лица. Вероятно, порядок определения суммы расходов на охрану труда для государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений может быть иным, но от общей обязанности по финансированию конкретных мероприятий, закрепленной в комментируемой статье, они не освобождаются.
Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда определяется Минтрудом. Подразумевается, что работодатель вправе сформировать и собственный перечень мероприятий, но в объеме, не меньшем установленного федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время Перечень таких мероприятий утвержден приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н. В него входят:
- проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения;
- внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
- приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении штатного функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;
- устройство ограждений элементов производственного оборудования, защищающих от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;
- устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и разметки, знаков безопасности;
- внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- внедрение и (или) модернизация технических устройств и приспособлений, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током, и т.д. (всего 33 позиции в Перечне).
4. Положение комментируемой статьи о возможности создания фондов охраны труда в отраслях экономики, субъектах РФ, на отдельных территориях и у отдельных работодателей касается лишь формы бухгалтерского учета данного вида расходов, но не предполагает диспозитивного выбора работодателя по вопросу финансирования таких мероприятий.
Вместе с тем в формулировке рассматриваемой нормы присутствует неоднозначность, поскольку фондом может называться организационно-правовая форма некоммерческой организации. Среди таковых встречаются и организации, осуществляющие обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в области охраны труда (см., например, сведения о Фонде охраны труда Ленинского района Московской области)*(27).