Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда
Комментируемая статья закрепляет перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
1. Часть 1 предусматривает возложение обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отношении работника на конкретного субъекта, а именно на работодателя. Возложение соответствующих обязанностей именно на работодателя объясняется взаимным характером прав и обязанностей работника и работодателя согласно трудовому договору.
Условия и охрана труда обеспечиваются мероприятиями, которые соответствуют организационным возможностям работодателя как лица, заинтересованного в должной организации труда работника для эффективного выполнения им трудовых обязанностей, возложенных функций и задач.
В случае несоблюдения работодателем обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда он подлежит привлечению к ответственности (см. постановление Верховного Суда РФ от 09 сентября 2021 г. N 11-АД21-30-К6).
2. Часть 2 предписывает, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
О государственных нормативных требованиях охраны труда и национальных стандартах безопасности труда см. комментарий к ст. 212.
3. Часть 3 уточняет содержание обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Так, работодатель обязан обеспечить в связи с соблюдением гарантий безопасных условий и охраны труда:
1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, которая напрямую связана с нормативными требованиями охраны труда. Верховный Суд РФ разъясняет, что "работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности"*(10).
Судебные дела по искам о взыскании возмещенного вреда - взыскании утраченного заработка и компенсации морального вреда - в связи с непринятием работодателями мер по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов получили широкое распространение на практике (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2021 г. N 49-КГ21-2-К6; апелляционное определение Московского городского суда от 22 сентября 2021 г. по делу N 33-35137/2021; апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 января 2022 г. N 33-807/2022 по делу N 2-6442/2020).
Однако в судебной практике имеются и случаи отказа в удовлетворении указанных требований (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19 марта 2020 г. N 33-2232/2020 - ввиду отсутствия связи между моральным вредом и наличием вины работодателя) или частичное удовлетворение заявленных требований (апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23 января 2020 г. N 33-1716/2020);
2) создание и функционирование системы управления охраной труда. Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (см. подробнее комментарий к ст. 217 ТК).
Несоблюдение данной обязанности - основание привлечения к административной ответственности. И факты обжалования постановления о привлечении к ответственности в данном случае - также не редкость (см., например, решение Верховного суда Республики Башкортостан от 18 октября 2021 г. N 21-997/2021; апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 января 2019 г. по делу N 33-49/2019);
3) соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда, которыми устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (см. подробнее комментарий к ст. 212).
Несоответствие рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда может привести к причинению работникам травм, морального вреда, как следствие - утрате заработка. Данные вопросы выступают предметом судебных разбирательств (см. кассационное определение Ярославского областного суда от 07 октября 2010 г. по делу N 33-5288; решение Свердловского областного суда от 06 октября 2020 г. по делу N 72-974/2020);
4) систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя (см. подробнее приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда").
Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в Приложении N 1 данного приказа (см. также Р 2.2.1766-03. 2.2 "Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г.);
5) реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней");
6) разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест (см. подробнее приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней", а также пп. 17-40 приказа Минтруда от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда").
Не отвечающие нормативным требованиям меры по обеспечению безопасных условий и охраны труда, оценке уровня профессиональных рисков приводят на практике к причинению вреда здоровью, несчастным случаям на производстве. Работники предъявляют исковые требования к работодателям; соответствующие дела получили распространение в судебной практике (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 18 октября 2019 г. по делу N 33-34857/2019);
7) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. комментарий к ст. 100-105, 106-129 ТК);
8) приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (см. приказ Минздравсоцразвития от 01 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"*(11));
9) оснащение средствами коллективной защиты. В соответствии со ст. 209 ТК средства коллективной защиты - это технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов);
10) обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.
Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 212 работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
См. подробнее судебную практику по делам, связанным с неисполнением (недолжным исполнением) названного полномочия: апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 января 2022 г. N 33-807/2022 по делу N 2-6442/2020; решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 апреля 2019 г. по делу N 7-26/2019; решение Забайкальского краевого суда от 24 августа 2020 г. N 21-327/2020; решение Костромского областного суда от 22 июня 2017 г. по делу N 7-364/2017);
11) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты (см. подробнее Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития от 1 июня 2009 г. N 290н, и п. 1.2 Р 2.2.2006-05. 2.2 "Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.);
12) проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (см. подробнее ФЗ "О специальной оценке условий труда").
На практике распространены случаи постановки перед судами вопросов о признании порядка и результатов специальной оценки условий труда незаконными, обязании провести специальную оценку условий труда (апелляционное определение Московского городского суда от 12 февраля 2020 г. по делу N 33-6404/2020; решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2021 г. N 7-548/2021 по делу N 12-456/2020; апелляционное определение Московского городского суда от 12 февраля 2020 г. по делу N 33-6404/2020);
13) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований (см. подробнее комментарий к ст. 220 ТК, а также постановление Правительства от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; приказ Минтруда N 988н, Минздрава N 1420н от 31 декабря 2020 г. "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры");
14) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда утверждены постановлением Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда");
15) предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне (см. также ст. 353 ТК; ст. 16 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"; постановление Правительства от 21 июля 2021 г. N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права");
16) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций предусмотрены локальными актами организации. Аварийные ситуации могут быть вызваны пожарами, стихийными бедствиями, прекращением водо- и электроснабжения и т.д. (см. также ст. 31 "Первая помощь" ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ");
17) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (см. подробнее комментарий к ст. 229.2 ТК).
В судебном порядке рассматриваются споры о страховых выплатах в случае причинения работникам травм несчастными случаями на производстве (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 22 июня 2020 г. N 33-3188/2020; апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.02.2020 N 33-2863/2020 по делу N 2-2132/2019; апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 сентября 2019 г. по делу N 33-1156/2019; апелляционное определение Московского городского суда от 22 июня 2020 г. N 33-3188/2020);
18) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи (см. подробнее комментарий к ст. 212, 216.3 ТК);
19) беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов ФСС, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда (см. постановление Правительства от 21 июля 2021 г. N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"; постановление Минтруда от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях"; приказ Минздравсоцразвития от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве");
20) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения (см. подробнее постановление Президиума ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ от 04 октября 2016 г. N 5-3 "Об утверждении Рекомендаций по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений");
21) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Правовой режим данного вида страхования регламентирован ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");
22) информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ. По материалам Письма Минтруда от 14 января 2021 г. N 15-2/10/В-167 "О новых правилах по охране труда", в соответствии с абз. 7, 21-23 ст. 212 ТК и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников (см. подробнее приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда");
23) разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов;
24) ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов (см. подробнее приказ Минтруда от 17 декабря 2021 г. N 894 "Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда");
25) соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (см. подробнее специальные нормативные правовые акты, например, приказ Минтруда от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин");
26) приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы (см. подробнее специальные нормативные правовые акты, например, распоряжение ОАО "РЖД" от 01 апреля 2017 г. N 610р "Об утверждении регламента действий работников ОАО "РЖД" при возникновении мотивированных угроз их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования");
27) при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда (см. ст. 11 "Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида" ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ").
4. Часть 4 устанавливает гарантийную норму защиты прав и законных интересов работника, охраны труда и здоровья работника. Закрепленная правовая норма предписывает работодателю, осуществляющему производство работ (оказание услуг), при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем иного работодателя (другого лица), перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. При этом в судебной практике учитывается обязательное соблюдение требований ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N 56-АД21-9-К9; постановление Верховного Суда РФ от 16 июня 2021 г. N 64-АД21-3-К9; постановление Верховного Суда РФ от 21 ноября 2019 г. N 11-АД19-32).
Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Данный вопрос регламентирован приказом Минтруда от 22 сентября 2021 г. N 656н "Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)". Указанным приказом предусмотрены технические мероприятия (пп. 14-23), мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты (пп. 24-25), лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия (пп. 26-32).