Статья 214.2. Права работодателя в области охраны труда
Комментируемой статьей закрепляются права работодателя в области охраны труда. Данная норма является новой для комментируемого закона и введена ФЗ "О внесении изменений в ТК", вступившим в силу с 1 марта 2022 г.
Теперь работодателю предоставлено право в целях контроля безопасности работ использовать видеокамеры, аудиоаппаратуру и иные средства фиксации рабочего процесса. Ранее работодатель не имел на это права. При этом должны соблюдаться следующие условия: порядок использования средств фиксации должен быть закреплен в локальном нормативном акте и соблюдать права работников на неприкосновенность частной жизни (то есть фиксировать можно только трудовой процесс) (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных").
О нарушении данного права см., например, определение Новосибирского областного суда от 15 января 2019 г. N 33-653/2019, апелляционное определение Свердловского областного суда от 16 ноября 2016 г. N 33-20507/2016, определение Верховного Суда Республики Бурятия от 19 июля 2017 г. N 33-2917/2017, определение Московского городского суда от 26 апреля 2019 г. N 4г-4823/2019.
При этом комментируемая норма определяет обязанность обеспечивать хранение полученной информации. Это позволит защитить права работодателя и работника в случае возникновения производственных травм и нарушений трудовой дисциплины. О ведении видеонаблюдения необходимо оповещать работников в обязательном порядке.
Работодателю представляется также право на ведение электронного документооборота (ЭДО) в области охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Это изменение отразило давно назревшую потребность работодателей на использование современных средств автоматизации внутренних процессов. До введения комментируемой статьи комплект документов по охране труда формировался на бумажном носителе, и сотрудники должны были ознакомиться с ним под подпись. Теперь подписать такие документы возможно и в электронном формате.
Структура электронного документооборота в сфере охраны труда должна быть сформирована с учетом общего электронного документооборота работодателя (в том числе и кадрового), действующего в отношении его участников и внесена в Положение о системе управления охраной труда (см. приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда").
На основании ст. 22.1 ТК, введенной Федеральным законом от 22 ноября 2021 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", электронным документооборотом в сфере трудовых отношений признается создание, подписание, использование и хранение работодателем (работниками) документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде, без дублирования на бумажных носителях.
Механизм действия электронного документооборота может осуществляться путем ведения в электронном виде локальных нормативных документов по охране труда, в том числе оформления карточек выдачи средств индивидуальной защиты, ознакомления с локальными документами (положениями, приказами, инструкциями по охране труда).
Электронно могут оформляться любые документы, кроме документов, которые недопустимо вести в электронном виде. К таким документам относятся:
- акт о несчастном случае на производстве по установленной форме;
- документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе подписываемых работником собственноручно.
Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке структуры электронного документооборота в сфере охраны труда, а также механизма его внедрения и функционирования. Однако законодателем не определены виды электронных подписей и их значение в электронном документообороте по охране труда.
При этом обязанности перейти на электронный документооборот не вводится, каждый работодатель вправе решить этот вопрос по своему усмотрению. Работодатель может выбрать информационную систему для электронного документооборота. Помимо использования собственной системы (она должна соответствовать трудовому законодательству), предусмотрена возможность осуществлять электронный документооборот посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"*(13) (утв. постановлением Правительства от 13 мая 2022 г. N 867 "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (вместе с Правилами функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"), включая взаимодействие через портал госуслуг.
Также комментируемой статьей закреплено, что работодатель имеет право предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда федеральному органу исполнительной власти процессом на основании соглашения о мониторинге.
Такое нововведение упрощает работу исполнительных органов по контролю за соблюдением норм труда и проверки для работодателей. Предоставляемая возможность осуществления дистанционного государственного контроля (надзора) заключается в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля*(14), в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, должностными лицами контрольного (надзорного) органа в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ст. 96 ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Такой мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется в случаях, установленных положением о виде контроля, по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.
При проверках работодателю придется предоставлять проверяющим доступ к базам электронных документов по охране труда.