Статья 214.1. Запрет на работу в опасных условиях труда
1. С 1 марта 2022 г. настоящий закон дополнен комментируемой статьей ФЗ "О внесении изменений в ТК". В рассматриваемой статье законодатель уточняет ранее закрепленные гарантии для работников о безопасном рабочем месте.
В Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, охраняется труд и здоровье людей. Каждый имеет право на жизнь и на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 2, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 37 Конституции).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (ч. 1 ст. 21 ТК), а работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 2 ст. 22 ТК). Аналогичные требования закреплены и в ст. 214 комментируемого Кодекса, согласно которым обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель должен создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
В связи с этим установление запрета на работу в опасных условиях труда выглядит как логичное продолжение приведенных выше норм: опасные условия труда создают угрозу для жизни и здоровья человека, тем самым приводят к нарушению конституционных и трудовых прав гражданина, ставят под угрозу его жизнь и здоровье, снижают уровень комфорта жизни работника. Запрет позволяет снизить заболеваемость профессиональными и иными заболеваниями среди работников, а также риск несчастных случаев на производстве.
Обязанность работодателя в комментируемой статье корреспондирует с правом работника отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 216 ТК).
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5 ст. 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Таким образом, основанием для приостановления работ являются результаты специальной оценки условий труда, подтверждающие опасные условия труда. Дополнительные условия с целью избежать приостановления работ устанавливать работодатель не вправе.
Срок, в который работодатель обязан приостановить работы, прямо в комментируемой статье не установлен, но, исходя из смысла статьи и цели ее введения в ТК, речь идет о незамедлительной приостановке с учетом времени на безопасную остановку технологических процессов (например, отключение оборудования, слив специальных растворов и т.п.).
2. Срок приостановления работ - до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, то есть до устранения опасных факторов, которые и создают угрозу для жизни и здоровья работников: химических, биологических, виброакустических и (или) иных факторов (см. Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утв. приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н).
При этом подобное устранение опасных факторов, снижение класса опасности условий труда должно также объективно подтверждаться результатами специальной оценки условий труда - внеплановой оценки (ст. 17 ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Работодатель не вправе возобновлять работу только на основании устранения опасных факторов, обнаруженных по результатам первичной специальной оценки условий труда, без повторного проведения специальной оценки условий труда.
Обязанность приостановить работу возникает только в отношении опасных рабочих мест. На безопасных рабочих местах работодатель не обязан приостанавливать работу, также не вправе приостанавливать работу на одних рабочих местах ссылкой на опасные условия труда на других. Между тем, на наш взгляд, в некоторых ситуациях возможно объявление простоя и в отношении других работников, когда работа организации невозможна без работы на опасных рабочих местах, например, из-за отсутствия сырья, работы оборудования, связанности технологических процессов и т.п. Но в этом случае основанием (мотивом) приостановления будут иные, технологические причины.
Из обязанности приостановить работы есть исключения, и установленный комментируемой статьей запрет не распространяется (ч. 7):
- на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций;
- на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такой Перечень установлен распоряжением Правительства от 04 декабря 2021 г. N 3455-р "Об утверждении перечня работ, на которые не распространяется запрет, установленный статьей 214.1 Трудового кодекса Российской Федерации"*(12). Согласно данному документу запрет не распространяется, например, на горно- и газоспасательные работы; на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; работы по подготовке и выполнению полетов воздушных судов экспериментальной авиации и др.
Это связано с особой значимостью некоторых видов работ, направленных на предотвращение более серьезных последствий с риском массовой гибели людей и ущерба окружающей среде, а также работ, приостановление которых может повлечь аварии и катастрофы с массовой угрозой жизни и здоровья неопределенному кругу лиц. При этом работодатель, на наш взгляд, по смыслу комментируемой статьи и вышеприведенных норм Конституции и ТК все равно обязан принимать возможные меры по снижению воздействия опасных факторов на организм работника.
3. На время приостановки работ работникам предоставляются гарантии, установленные ч. 3 ст. 216.1 ТК, в частности, за ними сохраняется место работы и средний заработок. Также работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Связано установление таких гарантий с тем, что работник как более слабая сторона в трудовых отношениях нуждается в повышенной защите и не может разделять риски, которые несет работодатель, ведь именно на последнем лежит обязанность обеспечить безопасные условия труда. А поскольку устранение опасных условий на рабочем месте может занимать неопределенное время, то законодатель и вводит требование о сохранении среднего заработка и рабочего места за работником, чтобы поддержать уровень его жизни, не допустить необоснованного снижения доходов семьи.
В случае непредоставления таких гарантий работник вправе требовать от работодателя прекращения нарушения трудовых прав и компенсации морального вреда (ст. 237 ТК).
Приостановление работы оформляется соответствующим приказом в произвольной форме. В приказе указывается причина приостановления работы, работники, в отношении которых объявляется простой (приостановление работы), а также дата начала приостановления и срок приостановления. При этом в последнем случае можно использовать два варианта: если примерно известны сроки устранения опасных факторов, то возможно указание конкретного срока с дальнейшим продлением в случае, если за это время опасность не будет устранена, или же можно указать неопределенный срок "до устранения". В приказе также целесообразно разрешить смежные вопросы: размер оплаты, распоряжение о том, где находятся работники во время приостановления работы, способ уведомления работников об окончании приостановления. Представляется правильным, что во время приостановления работы работникам нежелательно находится на рабочих местах, особенно, в случае наличия опасных факторов, независящих от работы оборудования и т.п. С приказом работники знакомятся под подпись. Время простоя фиксируется в табеле учета рабочего времени.
При этом возможен временный перевод работников с их согласия на иные рабочие места с сохранением оплаты не ниже среднего заработка на прежней работе. Но это право, а не обязанность работодателя, и комментируемая статья, равно как и ч. 3 ст. 216.1 ТК не требует от работодателя обязательного перевода на другую работу. В случае выбора работодателем такого варианта предложение о переводе и (или) согласие работника оформляются в письменном виде.
О приостановлении работы в случае, если оно носит массовый характер и (или) влечет полную остановку работы работодателя, обязательно уведомляется служба занятости в течение 3 рабочих дней после принятия решения о приостановлении (п. 2 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в РФ"). Уведомление должно быть сделано в письменном виде по форме, установленной в Приложении N 2 к приказу Минтруда от 26 января 2022 г. N 24.
4. Согласно ч. 4 работодатель должен устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Такое устранение проводится на основе плана мероприятий. В комментируемой статьи не содержатся требования к содержанию такого плана, лишь указано, что план разрабатывается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). На наш взгляд, в плане мероприятий по смыслу комментируемой статьи должно быть указано: какие опасные производственные факторы будут устраняться, в какие сроки, содержание мероприятий, какие ожидаемые результаты планируется достигнуть в результате мероприятий. За основу может быть взять план мероприятий по охране труда из п. 30 Примерного положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 776н), согласно которому в таком плане указываются следующие сведения:
а) наименование мероприятий;
б) ожидаемый результат по каждому мероприятию;
в) сроки реализации по каждому мероприятию;
г) ответственные лица за реализацию мероприятий;
д) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
Требований к порядку учета мнения представительного органа работников в комментируемой статье не установлено, потому представляется правильным брать за основу положения ст. 372 ТК об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных актов. В этом случае работодатель обязан направить копию плана мероприятий в профсоюзную организацию, которая не позднее 5 рабочих дней со дня получения копии направляет работодателю мотивированное мнение по проекту плана мероприятий в письменной форме. При наличии разногласий проводятся консультации между работодателем и профсоюзом.
5. По результатам согласования план мероприятий утверждается работодателем, а копия направляется в территориальный орган Роструда по месту нахождения работодателя.
Установленный порядок направлен на удовлетворение сразу двух потребностей: учета интересов работников при улучшении условий труда, а также публичных интересов - контроля со стороны государства за исполнением требований законодательства об охране труда. Направление копии плана мероприятий также является частью защиты трудовых прав работников, поскольку позволяет надзорным органам более тщательно следить за исполнением работодателем требований комментируемой статьи.