Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 209.1. Основные принципы обеспечения безопасности труда
1. Настоящий Кодекс дополнен рассматриваемой статьей с 1 марта 2022 г. ФЗ "О внесении изменений в ТК". В статье в качестве основных перечислены два принципа обеспечения безопасности труда:
- предупреждение и профилактика опасностей;
- минимизация повреждения здоровья работников.
Данное правовое регулирование представляется неполным. Например, в рассматриваемой статье, как справедливо отмечает Г.В. Хныкин, не указан такой базовый принцип, как приоритет жизни и здоровья работника перед экономическими интересами работодателя*(4). В Кодексе приоритет сохранения жизни и здоровья работников заявлен всего лишь как одно из направлений государственной политики в области охраны труда (об основных направлениях государственной политики в области охраны труда см. комментарий к ст. 210 Кодекса).
2. Принцип предупреждения и профилактики опасностей согласно ч. 2 рассматриваемой статьи означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.
Согласно ч. 4 рассматриваемой статьи приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается в Примерном перечне, указанном в ч. 3 ст. 225 Кодекса. Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней утвержден приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н, однако приоритетность мероприятий в нем прямо не обозначена. Вероятно, приоритетность определена последовательностью перечисления мероприятий.
Стоит отметить, что формулировки некоторых из указанных в Перечне мероприятий представляются достаточно спорными. Так, в п. 1 Примерного перечня в качестве мероприятия заявлено "проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения". Однако специальная оценка условий труда предполагает лишь идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Сама по себе специальная оценка условий труда улучшению условий и охране труда не способствует.
3. В ч. 3 рассматриваемой статьи установлено, что принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
Не совсем понятно, что имеет в виду законодатель под последствиями реализации профессиональных рисков. Если исходить из определения понятия "профессиональный риск", изложенного в ст. 209 ТК, то последствиями реализации профессиональных рисков следует признать причинение вреда жизни и (или) здоровью работника, однако в таком случае непонятно, почему законодатель пишет об их локализации и ликвидации. Очевидно, что слова "локализация и ликвидация" неприменимы к здоровью и жизни работников. Полагаем, что законодатель имел в виду локализацию и ликвидацию производственных аварий и последствий несчастных случаев на производстве.
Готовность работодателя к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков обеспечивается путем создания и функционирования системы управления охраной труда (о системе управления охраной труда см. комментарий к ст. 217 настоящего Кодекса).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.