Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
Комментируемая статья закрепляет порядок проведения расследования несчастных случаев.
1. Так, согласно ч. 1 при расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
Обстоятельства, которые в ходе расследования устанавливает комиссия, перечислены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - постановление Пленума N 2). Согласно п. 9 постановления Пленума N 2 для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:
- относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227);
- указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227);
- соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 комментируемого кодекса;
- произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");
- имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2) и иные обстоятельства.
Иными словами, комиссия по расследованию несчастного случая с целью установления причин и обстоятельств несчастного случая, наделена полномочиями по сбору доказательств в виде опроса и объяснений лиц, имеющих отношение к несчастному случаю.
2. Возможности комиссии по сбору доказательств также закреплены в ч. 2 комментируемой статьи, согласно которой по требованию комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводящего расследование несчастного случая) в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
- выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
- фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем, а также предоставление информации, полученной с видеокамер, видеорегистраторов и других систем наблюдения и контроля, имеющихся на месте происшедшего несчастного случая;
- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, а также средств индивидуальной защиты для непосредственного проведения мероприятий, связанных с расследованием несчастного случая.
Таким образом, комиссия по расследованию несчастного случая наделена широкими полномочиями для того, чтобы детально установить обстоятельства и причину несчастного случая и принять решение о его квалификации. По ее требованию в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая за счет средств работодателя для проведения расследования могут привлекаться специалисты-эксперты, заключения которых приобщаются к материалам расследования.
На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает, в частности, обстоятельства и причины несчастного случая с работником, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем, и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Ошибочное установление причин и обстоятельств несчастного случая влечет нарушение прав застрахованного лица на получение социальных выплат.
Пример: судом установлено, что по результатам прохождения периодического медицинского осмотра (обследования) медицинской организацией ООО "Поликлиника "МедКон", проводившей медицинский осмотр (обследование), дано заключение о том, что начальник пожарно-спасательной части К. годен к выполнению трудовых обязанностей. Позже с К. произошел несчастный случай со смертельным исходом при выполнении им трудовых обязанностей по тушению пожара (сухой травы) в составе дежурного караула.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанции в нарушение требований законодательства не являлись. Вместо установления юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции выяснял вопрос о причине смерти К., исходя из судебно-медицинских документов исследования трупа. При этом свои выводы о том, что смерть К. наступила в результате общего заболевания, а не в связи с исполнением служебных обязанностей, суд первой инстанции мотивировал ссылкой на заключение специалиста - К. был допущен работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей.
В результате расследования выяснилось, что смерть К. произошла во время исполнения им трудовых обязанностей по тушению пожара, в полной боевой экипировке пожарного, вес которой составлял 16 кг. Кроме того, тушение пожара осуществлялось средствами тушения "хлопушки", требующими значительных физических нагрузок в условиях повышенной температуры окружающей среды. Все эти факторы способствовали развитию у К. заболевания, что позволяет говорить о непосредственной связи между наступившей смертью К. и обстоятельствами его нахождения на месте тушения пожара.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не исправил, фактически уклонился от повторного рассмотрения дела (см. определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2021 г. N 57-КГ21-1-К1).
Приведенный пример еще раз подтверждает, что работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в порядке, утвержденном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в целях выявления заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения такой работы. При выявлении у таких работников медицинских противопоказаний для продолжения работы и наличии оформленного медицинской организацией заключения в установленном порядке работодатель обязан обеспечить недопущение работника к исполнению им трудовых обязанностей.
В противном случае произошедший несчастный случай с таким работником, если причиной его явилось общее заболевание, может быть квалифицирован как несчастный случай на производстве.
3. В ч. 3 комментируемой статьи перечислены документы, которые включаются в материалы расследования несчастного случая, а именно:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая, а также о внесении изменений в ее состав (при наличии);
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и (или) вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести;
- медицинское заключение о возможном нахождении пострадавшего при его поступлении в медицинскую организацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (отравления), выданное по запросу работодателя (его представителя);
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- решение о продлении срока расследования несчастного случая (при наличии);
- другие документы по усмотрению комиссии.
Приведенные в перечне документы оформляются в соответствии с требованиями подзаконных нормативно-правовых актов. В частности, с 1 сентября 2022 г. до 1 сентября 2028 г. вступает в силу и действует приказ Минтруда от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
Кроме того, формы документов содержатся в приказе Минздравсоцразвития от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве". Степень тяжести повреждения здоровья определяется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 24 февраля 2005 г. N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве".
Таким образом, расследование должно быть оформлено документально.
4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая. Отсутствие необходимых материалов влечет неполноту расследования, что позволяет работнику или иному заинтересованному лицу обратиться в суд и оспорить результаты расследования (см. определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 октября 2021 г. по делу N 8Г-27127/2021[88-29159/2021]).
5. После того как материалы расследования будут собраны, согласно ч. 5 комментируемой статьи на основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
6. В ч. 6 содержится исчерпывающий перечень несчастных случаев, которые могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством. Среди них следующие:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Такие случаи расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных комментируемым Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств.
Таким образом, в законодательстве определен круг субъектов, имеющих право на получение страховых выплат, виды обеспечения по страхованию, а также основания назначения страхового обеспечения и отказа в таком обеспечении, в том числе в случае смерти застрахованного лица, - в отношении лишившихся кормильца членов его семьи или других указанных в законе лиц. При этом в качестве общего основания, которое влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по данному виду страхования, ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" называет страховой случай как подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (абз. 9 ст. 3 и п. 1 ст. 7).
7. Дополнительное условие признания несчастного случая страховым содержится в ч. 7 комментируемой статьи, согласно которой несчастный случай на производстве является страховым, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечислены в ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Среди них следующие:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Действие ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
8. Согласно ч. 8, если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) комиссия (в предусмотренных комментируемым Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
Таким образом, степень вины застрахованного лица непосредственно влияет на размер ежемесячной страховой выплаты, которая осуществляется за счет средств ФСС. При этом, если факт грубой неосторожности со стороны потерпевшего не установлен, то степень его вины в процентах не устанавливается.
Для установления степени вины потерпевшего в акте о несчастном случае на производстве в качестве причины несчастного случая должна быть указана именно грубая неосторожность потерпевшего, поскольку иная квалификация действий потерпевшего - неосторожность, простая неосторожность (даже если действия потерпевшего явились причиной произошедшего с ним несчастного случая) - являются основанием для признания того, что вина в случившемся несчастном случае целиком лежит на работодателе.
Пример: из акта о несчастном случае на производстве следует, что в качестве причины несчастного случая указана неосторожность С., определена степень его вины 70%. Поскольку работодатель в своем акте о несчастном случае на производстве причиной несчастного случая определил неосторожность пострадавшего, а именно простую неосторожность, при этом указание на грубую неосторожность отсутствует, а согласно ч. 8 ст. 229.2 ТК вина застрахованного может иметь место лишь при грубой неосторожности, то, учитывая также предписание государственного инспектора труда, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вина в случившемся несчастном случае целиком лежит на работодателе (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу N 33-3695/2017).
9. Согласно ч. 9 положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы документов, соответствующие классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Так, с 1 сентября 2022 г. вступает в силу и действует до 1 сентября 2028 г. приказ Минтруда от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве", который устанавливает особенности расследования несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях. В этом же Положении в качестве приложений приведены формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве (Приложение N 2), а также классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве (Приложение N 3).