Статья 224. Комитеты (комиссии) по охране труда
1. Комментируемая статья регулирует общие вопросы формирования и функционирования комитетов (комиссий) по охране труда. Являясь составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, комитеты (комиссии) выступают одновременно и формой участия работников в управлении охраной труда в соответствии со ст. 53 ТК.
Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как по инициативе работодателя, так и по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа. Буквальное толкование формулировок статьи позволяет сделать вывод о том, что работодатель не имеет оснований для отказа в удовлетворении подобной инициативы, если она исходит от работников.
Функционирует комитет (комиссия) по охране труда на паритетной основе, то есть представители работников (профсоюзной организации) работают вместе с представителями работодателя. Это представляется вполне обоснованным, поскольку действия, связанные с охраной труда, согласно ч. 2 должны носить совместный характер (по предупреждению производственного травматизма, проведению проверок условий и охране труда на рабочих местах с последующим информированием работников о результатах и т.д.).
Показательно, что ранее согласно положению, утв. приказом Минтруда от 24 июня 2014 г. N 412н*(26), комиссии по охране труда могли создаваться работодателем и в связи с необходимостью расследования фактов нарушения работниками требований по охране труда, то есть их деятельность была в основном проверочной и поэтому носила строго временный характер (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 15 февраля 2022 г. по делу N 33-4042/2022).
Из буквального толкования действующей редакции статьи следует, что комиссии (комитеты) по охране труда создаются для работы на постоянной основе, это следует из значительного расширения их задач и функций.
2. Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует приказ Минтруда от 22 сентября 2021 г. N 650н, утв. указанное выше Примерное положение. Из данного нормативного правового акта следует, что текст Примерного положения может быть взят работодателем за основу полностью либо частично, если к нему имеются поправки и дополнения со стороны выборного органа первичной профсоюзной организации. В любом случае положение о комитете (комиссии) по охране труда должно утверждаться с учетом специфики деятельности работодателя.
В указанном нормативном правовом акте определено, что комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта РФ, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, действующими в отношении работодателя, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.
3. Согласно ч. 4 задачами комитета являются:
- разработка и дальнейшее совершенствование программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
- рассмотрение проектов локальных нормативных актов работодателя по охране труда и формирование предложений по их корректировке в целях недопущения противоречий с требованиями действующего законодательства или ущемления прав работников;
- участие в организации и проведении контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, выполнением требований охраны труда, а также за правильностью обеспечения и применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- подготовка и представление работодателю предложений по улучшению условий и охраны труда по результатам проведения проверок, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- рассмотрение результатов проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, поступивших особых мнений, а также замечаний и предложений первичной профсоюзной организации и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);
- содействие работодателю в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Функциями комитета являются:
- рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;
- содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда;
- участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с обязательными требованиями охраны труда;
- информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;
- содействие работодателю в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;
- содействие своевременной бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;
- содействие работодателю в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- содействие работодателю во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда и т.д.
Для осуществления возложенных функций комитет вправе:
- запрашивать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
- заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;
- заслушивать на заседаниях комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета;
- вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
- содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
4. В указанном приказе Минтруда определены также наиболее важные процедурные моменты работы комитета (комиссии) по охране труда. В частности, установлено, что комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем комитета, как правило, становится непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель. Одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда работодателя.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем комитета. Члены комитета проходят обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством.
Члены комитета, представляющие работников, отчитываются не реже 1 раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава комитета и назначать вместо них новых представителей.