Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
Комментируемая статья устанавливает правовой режим экспертной деятельности в части оценки условий труда.
Государственная экспертиза условий труда представляет собой контроль за соблюдением требований законодательства работодателями и организациями, которые проводят специальную оценку условий труда.
1. Часть 1 ст. 213 ТК предписывает, что государственная экспертиза условий труда осуществляется следующими субъектами (пп. 5-7 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утв. приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда" (далее - приказ Минтруда N 775н)):
- Рострудом (на основании возложенных на него постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" полномочий) - осуществляет оценку правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ;
- органами исполнительной власти субъектов в области охраны труда (органами государственной экспертизы условий труда) - осуществляют оценку качества проведения специальной оценки условий труда, оценку фактических условий труда работников, оценку правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в отношении работников организаций, не входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), не имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ;
Процедурные положения проведения государственной экспертизы условий труда содержатся в приказе Минтруда N 775н.
Вопросов государственной экспертизы условий труда касаются и иные нормативные правовые акты, в том числе приказ Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"; приказ Минтруда от 08 июля 2016 г. N 350н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда".
2. Часть 2 ст. 213 ТК закрепляет цели проведения государственной экспертизы условий труда. Данный вид экспертизы осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников (см. также п. 1 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утв. приказом Минтруда N 775н). В общем виде цель экспертизы можно обозначить как определение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
Наименование цели государственной экспертизы условий труда должно быть указано в заявлении о проведении государственной экспертизы условий труда (Приложение N 1 приказа Минтруда от 28 октября 2021 г. N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда" (далее - приказа N 765)).
См. также ст. 7 ФЗ "О специальной оценке условий труда" в части целей применения результатов проведения специальной оценки условий труда.
Неукоснительное следование целям государственной экспертизы условий труда при проведении соответствующих мероприятий учитывается в судебной практике по делам, затрагивающим вопросы охраны труда (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2021 г. N 16-КГ20-31-К4; решение Верховного Суда РФ от 03.12.2015 N АКПИ15-875; решение Верховного суда Республики Коми от 07 августа 2019 г. по делу N 21-486/2019; апелляционное определение Челябинского областного суда от 22 сентября 2014 г. по делу N 11-10192/2014; определение Московского городского суда от 28 апреля 2021 г. по делу N 2-6738/2019).
3. Часть 3 предусматривает правовые основания назначения государственной экспертизы условий труда. Так, согласно п. 2 приказа Минтруда от 29 октября 2021 г. N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда" государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
а) обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при их наличии), государственных внебюджетных фондов РФ, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда). Названные лица имеют статус заявителей. В случае если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (о правах заявителей см. п. 8 приказа Минтруда N 775н);
б) определений судебных органов;
в) представлений территориальных органов Роструда (государственных инспекций труда) в связи с осуществлением мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, государственных внебюджетных фондов РФ, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (см. подробнее ст. 3, 24 ФЗ "О специальной оценке условий труда");
г) представлений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (см. подробнее постановление Правительства от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека");
д) заключений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда (см. подробнее постановление Правительства от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости").
4. Части 4 и 6 предусматривают круг полномочий - права и обязанности - лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, что является составным элементом их правового статуса в сфере охраны труда.
Указанные в ч. 1 лица наделены следующими основными правами:
1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления государственной экспертизы условий труда любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм, а также работодателей - физических лиц);
2) в соответствии с порядком проведения государственной экспертизы условий труда запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления государственной экспертизы условий труда документы и другие материалы;
3) проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с ч. 6 ст. 213 ТК лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, выполняют следующие основные обязанности:
1) составляют по результатам проведения государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направляют указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (при наличии таких представительных органов), государственные внебюджетные фонды РФ, организации, проводящие специальную оценку условий труда;
2) обеспечивают объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
3) обеспечивают сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления государственной экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Порядок реализации лицами, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, основан на положениях приказа Минтруда N 775н.
Пункт 9 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утв. приказом Минтруда N 775н, предписывает экспертам излагать выводы в заключениях государственной экспертизы условий труда, руководствуясь принципами объективности и обоснованности, обеспечивать сохранность документации, конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Уточнения чч. 4 и 6 имеют не только информационное значение для очерчивания компетенции лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, но и охранительное значение для реализации соответствующих правоотношений в сфере труда.
На практике имеют место случаи заявления в судебном порядке требований об обязании устранить недостатки по договору на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда, взыскании убытков, понесенных в связи с некачественно оказанными услугами по договору на оказание услуг, в связи с этим - взысканием расходов по уплате государственной пошлины, оплате государственной экспертизы, судебных расходов (см. постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 г. N 14АП-4593/2021 по делу N А05-14477/2020).
5. Часть 5 ст. 213 ТК устанавливает алгоритм действий для лиц, которым документы и другие материалы, необходимые для проведения процедур государственной экспертизы условий труда, не были представлены конкретными субъектами, а именно лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда. Для данных лиц предоставление соответствующей документации, необходимой для проведения экспертизы, носит характер информационной обязанности, должная реализация которых служит гарантией обоснованности, достоверности результатов проведения экспертизы. В таком случае органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, вправе самостоятельно запрашивать соответствующие документы и другие необходимые для проведения экспертизы материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится экспертиза. Они также имеют право инициативно обращаться с запросами в органы, предоставляющие государственные услуги, иные государственные органы, органы государственных внебюджетных фондах, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, если указанные документы и материалы находятся в их распоряжении в соответствии с предоставленными полномочиями, возложенными задачами и функциями.
Порядок направления запросов в случае их непредставления уполномоченными субъектами регламентирован пп. 15-16 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утв. приказом Минтруда N 775н.
6. Часть 7 ст. 213 ТК устанавливает юридические основы типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда. На Минтруд возложена обязанность по утверждению таких документов. Так, типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждены приказом Минтруда N 765н.
Данный приказ устанавливает перечень документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и требования к их содержанию, составлению. Унификация нормативных правовых требований к документам, необходимым для проведения государственной экспертизы условий труда, посредством утверждения их типовых форм имеет большое значение: позволяет официально разъяснить, регламентировать, какое содержание, какие реквизиты должны быть у соответствующей документации. С одной стороны, это регламентирует строгие нормативные требования к документам, которые необходимо соблюдать в целях обеспечения законности в связи с охраной труда, с другой стороны, имеет информационное значение для лиц - составителей документов - позволяет им получить отчетливое представление относительно того, какие сведения данным лицам надлежит включить в подготавливаемую документацию.
Итак, в соответствии с п. 1 приказа Минтруда 765н документами, необходимыми для проведения государственной экспертизы условий труда, являются:
- заявление на проведение государственной экспертизы условий труда;
- согласие на обработку персональных данных;
- представление государственной инспекции труда о проведении государственной экспертизы условий труда;
- запрос документации у работодателя, рабочие места которого являются объектом государственной экспертизы условий труда;
- запрос документации в судебном органе;
- уведомление об отказе в проведении государственной экспертизы условий труда;
- заявление о возврате денежных средств;
- служебная записка о согласовании продления государственной экспертизы условий труда;
- заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда;
- заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников;
- представление государственного эксперта (экспертной комиссии) о назначении проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- решение о назначении проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- письмо-уведомление о назначении проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- журнал регистрации государственной экспертизы условий труда;
- заявление на выдачу дубликата заключения государственной экспертизы условий труда.
Содержательные требования к заключениям по результатам государственной экспертизы условий труда также закреплены в пп. 38-49 приказа Минтруда N 765н.
Типовые формы документов содержат указания на их реквизиты, лицо, к которому обращен документ (заявление, запрос и т.д.), описательную и мотивировочную части доводов лиц, представивших соответствующий документ, адреса задействованных субъектов (обратившегося лица, работодателя и др.), сведения из документов, удостоверяющих личность. Каждый документ должен содержать указание на дату обращения и подпись обратившегося лица с расшифровкой. В содержании документа сторонам надлежит приводить положения из ТК, иных нормативных правовых актов в целях обоснования своих доводов.