Статья 211.3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
Кодекс дополнен рассматриваемой статьей с 1 марта 2022 г. ФЗ "О внесении изменений в ТК". В рассматриваемой статье перечислены полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ (далее - ОИВ субъекта РФ) в области охраны труда.
Обращаем внимание, что, несмотря на использование законодателем единственного числа, перечисленные в статье полномочия может осуществлять не один ОИВ субъекта РФ, а несколько. Так, согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в систему исполнительных органов субъекта РФ входят высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, иные исполнительные органы субъекта. К примеру, в Законе Московской области от 06 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" полномочия в области охраны труда распределены между Правительством Московской области и другими исполнительными органами государственной власти Московской области.
Итак, ОИВ субъекта наделен следующими полномочиями:
1) согласно абз. 2 обеспечивает реализацию на территории субъекта государственной политики в области охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда перечислены в ст. 210 ТК. Указанные в ст. 210 ТК направления реализуются посредством согласованных действий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ч. 2 ст. 210 ТК).
Согласование разнонаправленных интересов, перечисленных в ч. 2 ст. 210 ТК субъектов, осуществляется посредством института социального партнерства (разд. II Кодекса). На уровне субъекта РФ документом, в котором находят отражение общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе в области охрану труда, является региональное соглашение (ст. 45 ТК).
Например, в Новосибирской области стороны Регионального соглашения между областным объединением организаций профсоюзов, областными объединениями работодателей и Правительством Новосибирской области на 2020-2022 годы приняли на себя обязательства по организации проведения мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и окружающей среды, информированию работников о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда и окружающей среды; осуществлению взаимодействия с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам реализации ими на территории области надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда и экологической безопасности; обеспечению участия своих представителей в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; организации проведения мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда и Дня защиты от экологической опасности (пп. 4.1-4.4);
2) разрабатывает государственные программы субъекта по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы субъекта, обеспечению контроля за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности.
Так, в Ярославской области постановлением Правительства области от 20 ноября 2020 г. N 904-п утверждена региональная программа "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области на 2021-2025 годы". Целью программы является снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Ярославской области;
3) в соответствии с абз. 4 координирует проведение на территории субъекта в установленном порядке обучения по охране труда.
В настоящее время Порядок обучения по охране труда установлен постановлением Минтруда и Минобразования от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". С 1 сентября 2022 г. вступают в силу Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. постановлением Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464.
Согласно п. 4.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13 января 2003 г. N 1/29, на территории субъекта организацию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда координируют федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти по труду субъекта РФ, который формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта РФ.
С 1 сентября 2022 г. банк данных всех обучающих организаций заменит Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Реестр будет вестись в соответствии с Правилами аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, утв. постановлением Правительства от 16 декабря 2021 г. N 2334;
4) согласно абз. 5 осуществляет на территории субъекта РФ в установленном порядке государственную экспертизу условий труда.
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 775н. Согласно Порядку (пп. 5-7) ОИВ субъекта РФ проводит государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, а также в целях оценки фактических условий труда работников. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда также осуществляется ОИВ субъекта РФ, за исключением случаев, отнесенных к компетенции Федеральной службы по труду и занятости в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации).
Подробнее о государственной экспертизе условий труда см. комментарий к ст. 213 ТК;
5) в соответствии с абз. 6 организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта.
Так, в Тюменской области Положение о мониторинге состояния условий и охраны труда утверждено постановлением Правительства Тюменской области от 15 августа 2012 г. N 304-п. Пунктом 2 Положения установлено, что целью мониторинга состояния условий и охраны труда в Тюменской области (далее - мониторинг) является комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Тюменской области и разработка рекомендаций по ее улучшению. В рамках мониторинга органы исполнительной власти Тюменской области собирают информацию о проведении специальной оценки условий труда, сведения о проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, сведения о пострадавших со смертельным исходом, сведения о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями, произошедших в Тюменской области, и др. Периодичность сбора сведений установлена в Приложении к Положению;
6) исполняет иные полномочия в области охраны труда, то есть перечень полномочий ОИВ субъекта РФ является открытым. В части, не противоречащей федеральному законодательству, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ перечень полномочий ОИВ субъекта РФ в области охраны труда может быть уточнен и дополнен. Например, в соответствии с Законом Омской области от 28 декабря 2016 г. N 1941-ОЗ "Об охране труда на территории Омской области" Губернатор Омской области утверждает порядок деятельности и состав областной межведомственной комиссии, рассматривающей вопросы соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда. К полномочиям иных органов исполнительной власти Омской области (государственных органов Омской области, решение о создании которых принято Губернатором Омской области в соответствии со ст. 58.1 Устава (Основного Закона) Омской области), отнесены:
- организация работы отраслевых комиссий;
- участие в реализации государственных программ Омской области, предусматривающих мероприятия по улучшению условий и охраны труда, в пределах своих полномочий;
- оказание методической помощи организациям установленной сферы деятельности в организации работ по охране труда;
- анализ состояния условий и охраны труда в организациях установленной сферы деятельности и разработка предложений по их улучшению;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (ст. 8).