Статья 211. Государственное управление охраной труда
1. Комментируемая статья является статьей, идеологически определяющей характер и направления государственного управления охраной труда в Российской Федерации, которому посвящена гл. 34 ТК. В сравнении с ранее действующей редакцией положений ТК, касающихся вопросов охраны труда, обновленная ФЗ "О внесении изменений в ТК" редакция главы в целом и комментируемой статьи нацелена на усиление управленческих основ в сфере охраны труда - создание централизованных возможностей влиять на гарантии и защиты прав и законных интересов граждан в сфере трудовой деятельности. Данная статья применяется во взаимосвязи с положениями, закрепленными в ст. 211.1-211.3 ТК, предусматривающими полномочия Правительства в сфере охраны труда, а также полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в названной сфере. Ряд полномочий возложен на субъектов РФ и муниципальные образования, что расширяет комплекс возможных мер и мероприятий по охране труда в адрес населения.
Комментируемая статья устанавливает правовые основы реализации управленческих функций и задач уполномоченных органов государственной власти в сфере охраны труда.
Субъектами управления в данной сфере являются Правительство, а также федеральные и региональные органы исполнительной власти специальной компетенции.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
2. Управленческие полномочия Правительства заключаются в регулировании концептуально значимых вопросов охраны труда, а также осуществлении организационных, координационных мероприятий, значимых для охраны труда. Реализуя данные полномочия, Правительство в целях управления охраной труда принятыми нормативными правовыми актами регламентирует такие вопросы, как например:
- порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (постановление Правительства от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда");
- порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере организации и охраны труда (например, постановления Правительства от 25 июня 2021 г. N 999 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"; от 25 июня 2021 г. N 1008 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"; от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года");
- порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требований к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда (постановление Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда");
- порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников (постановление Правительства от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний"; постановление Правительства от 20 февраля 2021 г. N 239 "Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких");
- реализацию "пилотных проектов" в сфере организации и охраны труда (например, постановление Правительства от 01 июня 2021 г. N 847 "О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения");
- финансирование мероприятий в сфере организации и охраны труда (например, постановление Правительства от 26 апреля 2019 г. N 510 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на достижение результатов национального проекта "Производительность труда") и т.д.
С целью организации конкретных мероприятий, реализации тех или иных мер, направленных на охрану труда, Правительство принимает распоряжения - правовые акты ненормативного характера, предписывающие уполномоченным субъектам:
- организацию проведения Всероссийской недели охраны труда (распоряжение Правительства от 23 декабря 2015 г. N 2645-р "Об утверждении состава организационного комитета по подготовке и проведению Всероссийской недели охраны труда");
- разработку законопроектов, содержащих положения об охране труда (распоряжение Правительства от 05 декабря 2019 г. N 2922-р "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам обеспечения готовности работников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда");
- составление целевых программ в области охраны труда (постановление Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", распоряжение Правительства от 26 апреля 2019 г. N 833-р "Об утверждении комплекса мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни") и т.д.
К числу организационных мероприятий, значимых для охраны труда и относящихся к компетенции Правительства, относятся также, например, организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, а также иных общественных объединений в сфере охраны труда по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда (подробнее см. комментарий к абз. 5 ст. 211.1).
3. Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Минтрудом, который является органом специальной компетенции и действует на основании постановления Правительства от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации". Данное Министерство выполняет следующие функции:
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы (например, приказ Минтруда от 22 февраля 2019 г. N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам");
- по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях (например, Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд);
- по контролю за выполнением этих мер;
- по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы (например, Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям);
- по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности (например, приказ Минтруда "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению коммерческой недвижимостью" (вступает в силу с 1 сентября 2022 г.)).
Управленческий характер для сферы охраны и организации труда имеют следующие полномочия Минтруда:
1) регулятивные полномочия - принятие нормативных правовых актов, регламентирующих:
- рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (см. приказ Минздравсоцразвития от 14 августа 2008 г. N 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме");
- методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников (см. приказ Минздравсоцразвития от 27 августа 2008 г. N 450н "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников");
- перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях (см. приказ Минздравсоцразвития от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях");
- перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень таких информационных материалов (см. приказ Минздравсоцразвития от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях", приказ Минтруда от 17 декабря 2021 г. N 894 "Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда");
- примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней (см. приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней");
- перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет (см. постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет");
- перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (см. приказ Минтруда от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин") и др. (см. подробнее пп. 5.2, 5.3 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 610);
2) мониторинговые полномочия - мониторинг социально-экономического положения граждан пожилого возраста; мониторинг ситуации на рынке труда РФ в разрезе субъектов (см. постановление Правительства от 15 октября 2015 г. N 1106 "Об утверждении Правил проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации");
3) информационные полномочия, значимые для проведения мероприятий по охране труда - сбор и обработка сведений о лицах, обратившихся в организации социального обслуживания семьи и детей;
4) координационные полномочия - взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства интересов РФ в Международной организации труда, Международной ассоциации инспекций труда, Международной ассоциации социального обеспечения и других международных организациях; рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда (см. подробнее приказы Минтруда от 08 сентября 2016 г. N 501н "Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда"; от 08 июля 2016 г. N 350н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда").
Системно управленческие полномочия закреплены постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" (разд. II Положения).
4. В ведении Минтруда находится Роструд, также наделенный управленческими полномочиями в отношении мероприятий по охране и организации труда, защите прав и свобод граждан в сфере трудовой деятельности. Ее правовой статус регламентирован постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. Данное Министерство имеет территориальные подразделения, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам организации и охраны труда.
Роструд реализует следующие полномочия, имеющие управленческое значение для охраны и организации труда:
1) контрольно-надзорные полномочия - федеральный государственный контроль (надзор):
а) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала); деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг;
б) за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений;
в) за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданного им в соответствии с п. 1 ст. 7.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РФ" полномочия РФ по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; переданных им в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" полномочий РФ;
г) в сфере социального обслуживания (см. постановление Правительства от 25 июня 2021 г. N 999 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания") и т.д.;
2) регистрационные полномочия - регистрация организаций и иных организаций; регистрация в уведомительном порядке отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений и т.д. (см. подробнее приказ Минтруда от 08 мая 2019 г. N 318н "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации");
3) юрисдикционные полномочия - осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ;
4) информационные полномочия:
а) информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
б) обобщение практики применения, анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о социальном обслуживании, законодательства о занятости, законодательства об альтернативной гражданской службе, а также подготовка соответствующих предложений по их совершенствованию;
в) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике;
г) ведение базы данных по учету трудовых арбитров;
д) формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
е) формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (см. подробнее приказы Роструда от 23 августа 2019 г. N 230 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"; от 05 декабря 2016 г. N 494 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния и причин производственного травматизма и предложений по его профилактике в Российской Федерации"; от 17 июня 2021 г. N 406н "О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда");
5) координационные полномочия:
а) содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
б) рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда (см. приказы Роструда от 22 июля 2019 г. N 196 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена"; от 23 августа 2019 г. N 233 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда");
6) экспертные полномочия - государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников (приказ Роструда от 23 августа 2019 г. N 232 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации");
Роструд осуществляет и иные полномочия и функции в установленной сфере деятельности (пп. 5-8 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 324).
Государственное управление охраной труда осуществляется, помимо регулятивных мероприятий, посредством мер контроля в сфере труда. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся уполномоченными в сфере охраны труда органами на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год. Такой план формируется, например, Рострудом и его территориальными органами и подлежит согласованию с органами прокуратуры на основании постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
По результатам контрольных мероприятий составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
5. Как видно из анализа нормативных правовых положений, регламентирующих правовой статус Минтруда, Роструда, а также полномочий Правительства, названные органы исполнительной власти осуществляют целый ряд полномочий и функций по нормативно-правовому регулированию, надзору и контролю в области охраны труда. Важное место в содержании их правового статуса занимают координационные полномочия, выраженные, например, в действиях по согласованию принимаемых ими решений в области охраны труда, координации отдельных видов деятельности.
Названные федеральные органы исполнительной власти имеют территориальные подразделения, выполняющие функции и полномочия по управлению охраной труда на уровне субъектов РФ. Помимо этого, государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий, установленных региональным законодательством. На уровне конкретных субъектов РФ их законодательными и исполнительными органами приняты региональные нормативные правовые акты, предусматривающие положения о правовом статусе специальных региональных органов, уполномоченных управлять охраной труда на территориальных уровнях, например, постановление Правительства Ленинградской области от 26 августа 2004 г. N 176 "Об утверждении Положения о государственном управлении охраной труда на территории Ленинградской области"; приказ Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 16 апреля 2014 г. N 217 "Об утверждении Административного регламента департамента труда и занятости населения Воронежской области по исполнению государственной функции "Осуществление государственного управления охраной труда на территории Воронежской области".
Закон допускает делегирование полномочий с одного уровня органов власти на другой. Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта РФ могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. В данном случае полномочия передаются органам местного самоуправления на основании ч. 2 ст. 132 Конституции, ст. 19, 20 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов законами субъектов допускается, если это не противоречит федеральным законам (см., например, ст. 9 Закона Московской области от 06 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области", п. 3.4.1 приказа Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 16 апреля 2014 г. N 217 "Об утверждении Административного регламента департамента труда и занятости населения Воронежской области по исполнению государственной функции "Осуществление государственного управления охраной труда на территории Воронежской области").
Судебная практика свидетельствует об активной деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и соответствующих региональных органов, выполняющих функции и полномочия по управлению охраной труда на уровне субъектов РФ, тем не менее, порождающей и судебные споры по различным предметам обращений граждан и работодателей (см., например, о признании незаконным бездействия должностных лиц Роструда - определение Московского городского суда от 25 сентября 2017 г. N 4га-11164/2017; об оспаривании бездействия территориального органа Федеральной службы по труду и занятости (неполучение ответа уполномоченного органа на письменное заявление об отмене неправомерных приказов начальника цеха и снятии наложенных дисциплинарных взысканий - апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 августа 2015 г. N 33-14179/2015 по делу N 2-1688/2015; о признании незаконным предписания, вынесенного Государственного инспектором труда Государственной инспекции труда в субъекте РФ, - апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 09 декабря 2019 г. N 33а-23838/2019 по делу N 2а-9173/2019; апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2017 г. по делу N 33аа-1322/2017; апелляционное определение Пермского краевого суда от 23 декабря 2019 г. по делу N 33а-13927/2019, 2а-4223/2019).