Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда
Комментируемая статья содержит государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда.
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Несмотря на отсутствие более детального определения государственных нормативных требований охраны труда, эти требования являются обязательными для применения и исполнения работодателями, поскольку в соответствие с ними должны быть приведены условия труда каждого работника. Работодатель, руководствуясь этими требованиями, обязан организовать охрану труда. На соответствие этим требованиям также осуществляется государственная экспертиза труда при проведении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об охране труда.
С 1 сентября 2022 г. вступают в силу и действуют до 1 сентября 2028 г. Правила разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. постановлением Правительства от 26 февраля 2022 г. N 255) (далее - Правила) и утрачивает силу Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160) (далее - Положение). В новых Правилах иначе определены акты, содержащие требования охраны труда. На смену стандартам, правилам, инструкциям и государственным санитарно-эпидемиологические правилам и нормативам в сфере охраны труда приходят правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Кроме того, усовершенствован по сравнению с Положением процесс направления организациями и федеральными органами исполнительной власти разработанных проектов актов, содержащих требования охраны труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или в Минтруд.
В целом с 1 сентября 2022 г. в законодательстве в сфере охраны труда произойдут глобальные изменения. Начинает действовать новый Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. постановлением Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464) (далее - Порядок обучения). Он заменит действующий Порядок обучения, утв. совместным постановлением Минтруда от 13 января 2003 г. N 1/29 и Минобразования от 13 января 2003 г. N 1/29. В новом Порядке впервые появляется обучение использования средств индивидуальной защиты, меняются правила проведения инструктажей и стажировок; период, в течение которого работники проходят обучение; вводятся требования к программам обучения по охране труда; предусмотрены особенности обучения на микропредприятиях.
Наряду с Порядком обучения утверждены другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны труда. Итак, с 1 сентября 2022 г. вступают в силу следующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны труда:
- постановление Правительства от 26 февраля 2022 г. N 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда";
- постановление Правительства от 16 декабря 2021 г. N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда";
- постановление Правительства от 16 декабря 2021 г. N 2333 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования";
- постановление Правительства от 16 декабря 2021 г. N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда";
- приказ Минтруда от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";
- приказ Минтруда от 29 апреля 2022 г. N 279н "О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 903н";
- приказ Минтруда от 12 мая 2022 г. N 291н "Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов";
- приказ Минздрава от 20 мая 2022 г. N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование" и др.
2. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены виды нормативно-правовых актов, которые могут содержать государственные нормативные требования охраны труда. Так, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, постановлениях Правительства, нормативных правовых актах, утв. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ.
В частности, на федеральном уровне государственные нормативные требования охраны труда содержатся в настоящем Кодексе, КоАП, ГК, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; ФЗ "О специальной оценке условий труда" и др.
Среди законов субъектов РФ, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, можно назвать Закон Московской области от 02 ноября 2013 г. N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области"; Закон Санкт-Петербурга от 08 мая 2018 г. N 251-51 "Об охране труда в Санкт-Петербурге"; Закон Новосибирской области от 3 июля 2000 г. N 109-ОЗ "Об охране труда в Новосибирской области"; Закон Приморского края от 8 октября 1997 г. N 98-КЗ "Об охране труда в Приморском крае" и др.
К постановлениям Правительства, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, в частности, относятся:
- постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";
- постановление Правительства от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве";
- постановление Правительства от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" (действует до 1 марта 2023 г.);
- постановление Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2026 г., за исключением пп. 3 и 4 данного постановления, которые вступили в силу с 1 марта 2022 г.);
- постановление Правительства от 26 февраля 2022 г. N 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Минтруд (п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 610). Соответственно Минтруд вправе в пределах своих полномочий принимать нормативно-правовые акты, которые могут содержать государственные нормативные требования охраны труда. Так, Минтруд издан приказ от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда".
Наконец, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемых в пределах компетенции соответствующих органов исполнительной власти субъектов. Так, Минтруд Новосибирской области издан приказ от 29 декабря 2017 г. N 113 "Об Экспертном совете по охране труда Новосибирской области". Правительством Москвы принято постановление от 10 ноября 2009 г. N 1212-ПП "Об утверждении Положения о системе государственного управления охраной труда и Положения о Межведомственной комиссии по охране труда".
3. В ч. 3 установлена обязанность для всех юридических и физических лиц исполнять государственные нормативные требования охраны труда. Данная обязанность исполняется при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Также для отдельных видов деятельности утверждены соответствующие государственные нормативные требования охраны труда. В частности, приказом Минтруда от 11 декабря 2020 г. N 883н утверждены Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте. Неисполнение государственных нормативных требований охраны труда влечет применение в отношении нарушителей мер ответственности.
Пример: из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в нарушение положений трудового законодательства ПАО "НЛМК" не обеспечило безопасность работников при осуществлении технологического процесса расформирования железнодорожного состава, не приняло необходимые меры для обеспечения условий труда в отношении машиниста тепловоза М., который попал под самопроизвольно движущийся вагон, что повлекло травматическую ампутацию левой голени.
Постановлением заместителя руководителя государственной инспекции труда в Липецкой области ПАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП (см. постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2021 г. N 16-6941/2021).
4. В ч. 4 перечислены нормативные правовые акты, утв. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Как было указано выше, таким органом в настоящее время является Минтруд, который в пределах своей компетенции принимает следующие акты:
1) правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом. Среди них можно выделить отраслевые правила по охране труда, к которым, в частности, относятся:
- приказ Минтруда от 18 декабря 2020 г. N 928н "Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях";
- приказ Минтруда от 16 декабря 2020 г. N 914н "Об утверждении Правил по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах";
- приказ Минтруда от 15 декабря 2020 г. N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок";
- приказ Минтруда от 11 декабря 2020 г. N 886н "Об утверждении Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта" и многие др.
Также Минтрудом приняты межотраслевые правила по охране труда, к которым, в частности, относятся:
- приказ Минтруда от 17 декабря 2020 г. N 924н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок";
- приказ Минтруда от 17 декабря 2020 г. N 922н "Об утверждении Правил по охране труда при проведении водолазных работ";
- приказ Минтруда от 16 декабря 2020 г. N 915н "Об утверждении Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов";
- приказ Минтруда от 15 декабря 2020 г. N 902н "Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах" и др.;
2) Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты. С 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2029 г. действует приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 767н "Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств", которым утверждены Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям) (Приложение N 1); Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей (Приложение N 2); Единые типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств (Приложение N 3).
5. В чч. 5, 6 комментируемой статьи определяется компетенция Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в системе правового регулирования отношений по охране труда. Так, государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия). Комиссия является постоянно действующим институтом по согласованию интересов в сфере социально-трудовых отношений, которая была создана в 1992 г. на основании Указа Президента РФ от 5 февраля 1993 г. N 188 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
В 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", действующий в настоящее время. В указанном законе содержится правило о формировании Комиссии, согласно которому она состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства, которые образуют соответствующие стороны Комиссии (ст. 1).
Согласно ч. 1 ст. 3 данного закона основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.
Основными задачами Комиссии выступают:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством (генеральное соглашение);
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм (ч. 2 ст. 3 указанного закона).
Также порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством с учетом мнения Комиссии.
В этой связи согласно ст. 4 указанного закона Комиссия вправе:
1) проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
2) разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений;
3) согласовывать интересы общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии;
4) осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;
5) запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
6) осуществлять контроль за выполнением своих решений;
7) получать от федеральных органов исполнительной власти в установленном Правительством порядке информацию о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативные правовые акты РФ, а также проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений и др.
6. Часть 7 комментируемой статьи содержит требование о необходимости в целях содействия соблюдению правил по охране труда принимать национальные стандарты безопасности труда, которые разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством РФ о стандартизации.
Национальным стандартом согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" является документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
В частности, в настоящее время действуют следующие национальные стандарты безопасности труда:
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 45001-2020 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 581-ст);
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. N 680-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст);
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 602-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.4.301-2018 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Общие технические условия" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 октября 2018 г. N 695-ст).