Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
Комментируемая статья закрепляет основания и порядок проведения расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда.
1. Согласно ч. 1 при выявлении сокрытого несчастного случая государственный инспектор труда проводит расследование самостоятельно. Данная редакция комментируемой статьи вступила в силу с 1 марта 2022 г.
В действовавшей ранее редакции, помимо сокрытого несчастного случая, государственный инспектор труда проводил расследование несчастных случаев самостоятельно также при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования. С 1 марта 2022 г. по приведенным основаниям государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование.
Как правило, потерпевший в результате несчастного случая работник обращается в инспекцию по труду с заявлением, в котором просит провести расследование сокрытого несчастного случая на производстве. Государственный инспектор труда проводит расследование, по результатам которого выносит заключение о том, что произошедший несчастный случай подлежит квалификации как связанный с производством и его следует оформить актом формы Н-1 или же произошедший несчастный случай подлежит квалификации как не связанный с производством. Если работодатель не исполняет законное требование государственного инспектора труда об оформлении несчастного случая актом Н-1, государственный инспектор выносит постановление о привлечении работодателя к административной ответственности (см. решение Калужского районного суда (Калужская область) N 2-1-5990/2019 2-5990/2019 2-5990/2019~М-5317/2019 М-5317/2019 от 2 сентября 2019 г. по делу N 2-1-5990/2019).
2. В ч. 2 перечислены основания для проведения дополнительного расследования. Так, государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование в следующих случаях:
- при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
- при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.
Приведенный здесь перечень оснований, по которым возможно проведение дополнительного расследования несчастного случая, является исчерпывающим, что также подтверждается встречающейся правовой позицией, излагаемой в судебных решениях (см. апелляционное определение СК по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2019 г. по делу N 33а-32773/2019; апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 02 февраля 2021 г. по делу N 33а-999/2021).
Также в судебной практике основанием для проведения дополнительного расследования несчастного случая являются любые сведения, объективно указывающие на нарушение порядка расследования (см. кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2021 г. по делу N 8а-13529/2021[88а-14442/2021]).
Кроме того, государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая, если допущенные комиссией нарушения влияют на результаты расследования (см., например, апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 11 мая 2021 г. по делу N 33а-7235/2021).
Отметим также, что в судебной практике выработана правовая позиция, согласно которой государственный инспектор труда не обязан извещать работодателя о дополнительном расследовании несчастного случая (см. кассационное определение СК по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 г. по делу N 8а-13930/2021[88а-14424/2021]; апелляционное определение СК по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2022 г. по делу N 33а-176/2022).
3. В ч. 3 установлен период проведения дополнительного расследования относительно перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи обстоятельств. Так, дополнительное расследование проводится в отношении несчастных случаев, расследованных не ранее чем за 5 лет до дня наступления обстоятельств, указанных в ч. 2.
Редакция комментируемой статьи, действующая с 1 марта 2022 г., фактически ввела срок давности для проведения дополнительного расследования, поскольку дополнительное расследование проводится не ранее чем за 5 лет, например, до поступления жалобы, заявления, иного обращения заинтересованных лиц о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая. В данном случае речь идет именно о специальном сроке давности, поскольку, если обращение о проведении дополнительного расследования поступит после истечения 5 лет после расследования несчастного случая, то государственный инспектор труда дополнительное расследование не проводит.
4. При этом согласно ч. 4 дополнительное расследование несчастного случая проводится государственным инспектором труда в соответствии с требованиями гл. 36.1 настоящего Кодекса, которая как раз и содержит положения о расследовании, оформлении (рассмотрении), учете микроповреждений (микротравм), несчастных случаев.
5. Если государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование, то согласно ч. 5 оно проводится с привлечением профсоюзного инспектора труда и представителя исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
Редакция комментируемой статьи, действующая с 1 марта 2022 г., закрепила данное императивное требование. Если государственный инспектор труда при проведении дополнительного расследования не привлечет профсоюзного инспектора труда и представителя исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, то предписание, вынесенное по результатам дополнительного расследования, подлежит отмене.
6. Согласно ч. 6 по результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
С 1 сентября 2022 г. вступает в силу и действует до 1 сентября 2028 г. приказ Минтруда от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве", в Приложении N 2 которого содержатся формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве. Форма N 7 в Приложении N 2 - это заключение государственного инспектора труда.
Тем не менее, несоответствие формы заключения предъявляемым требованиям к его оформлению не является основанием для проведения дополнительной проверки. Ссылаясь на незаконность оспариваемых актов, кассатор указывает, что после отзыва заключения, предписания и материалов дополнительной проверки государственный инспектор должен провести новое расследование, а не составлять новое заключение на основании предыдущих материалов расследования (см. кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 июня 2011 г. по делу N 33-2136/11).
При этом, как следует из существующей судебной практики, направление заключения государственного инспектора о несчастном случае лицу, по жалобе которого проводилось дополнительное расследование, не требуется (см. кассационное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 сентября 2010 г. по делу N 33-5196/2010).
В судебной практике можно встретить позицию, согласно которой отсутствие заключения по результатам дополнительного расследования не влечет безусловно незаконность выданного государственным инспектором труда предписания, поскольку по результатам проверки им был составлен акт с указанием выявленных нарушений (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейского автономного области от 1 ноября 2013 г. по делу N 33-515/2013).
Для составления заключения государственный инспектор труда может требовать у работодателя необходимые для этого документы (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 1 августа 2013 г. по делу N 33-4828).
7. Часть 7 закрепляет полномочие государственного инспектора труда, согласно которому он имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда (см. апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 19 января 2022 г. по делу N 33а-947/2022; апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 16 октября 2015 г. по делу N 33а-11494/2015).