Законом N 223-ФЗ запрещено предъявлять к составу заявки участника закупки, проводящейся с участием субъектов МСП, требования, не указанные в ч. 19.1 и ч. 19.2 ст. 3.4 этого Закона.
Будет ли правомерным включение требования к составу заявки участника о предоставлении лицензии (например на транспортирование ТКО), требования о представлении соглашения между коллективными участниками?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Включение в документацию о закупке среди СМСП требования к составу заявки участника о предоставлении соглашения между "коллективными" участниками не должно рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ. Возможность установления требования о предоставлении участником соответствующей лицензии либо декларации о соответствии лицензионным требованиям предусмотрена положениями ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.
Обоснование позиции:
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, требования к составу заявки при осуществлении конкурентной закупки исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) установлены в форме требований к определению таких требований в документации в соответствии с ч. 19.1 и ч. 19.2 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), первая из которых устанавливает перечень документов, включения в заявку которых заказчик вправе требовать при проведении любой закупки среди СМСП, а вторая определяет принципы, исходя из которых заказчик вправе определить состав документов, включения в заявку которых он вправе требовать при проведении конкурса МСП, запроса предложений среди МСП для оценки таких заявок. При этом в силу ч. 19.3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ установление в документации обязанности представлять в заявке иные информацию и документы не допускается.
В то же время в силу ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является:
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Таким образом, Закон прямо указывает на возможность участия в закупке любых юридических и физических лиц, в том числе выступающих в качестве "коллективного" участника. При этом Закон N 223-ФЗ не содержит никаких запретов на участие таких участников в закупках с участием СМСП.
Отметим, что согласно п. 5 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления в том числе копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием СМСП, за исключением случаев подписания заявки:
- индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
- лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.
Как видим, формально указанный пункт (как и иные пункты ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ) не содержит прямых указаний о порядке подтверждения полномочий лица, действующего от имени "коллективного" участника. Но в то же время, на наш взгляд, специальные нормы ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ не должны применяться в противоречие общим принципам закупки, установленным в том числе ст. 3 этого Закона. Таким образом, включение в документацию о закупке среди СМСП требования к составу заявки участника о предоставлении соглашения между "коллективными" участниками не должно рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ. Аналогичной позиции придерживаются и антимонопольные органы (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 24 марта 2022 г. N 077/07/00-4096/2022, решение УФАС по Москве от 11 февраля 2022 г. N 077/07/00-1713/2022, решение УФАС по Хабаровскому краю от 7 февраля 2022 г. N 027/10/18.1-134/2022).
Добавим, что в силу п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4 и подп. "е" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, либо декларации о соответствии указанным обязательным требованиям, если информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы).
Как следует из приведенных норм, возможность установления требования о предоставлении участником в составе заявки соответствующей лицензии либо декларации о соответствии лицензионным требованиям с указанием информации о имеющейся лицензии предусмотрена положениями ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
24 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"