Возможно ли увеличение цены контракта по постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 неоднократно, а также увеличение срока выполнения строительно-монтажных работ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В связи с резким увеличением цен на строительные ресурсы допускаются изменения в условия контракта как в отношении его цены, так и в отношении срока, но только однократно.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Положение об изменении условий контракта при его заключении (подписании) содержится в п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ и применяется при заключении контракта по итогам электронного конкурса, электронного аукциона, закрытого электронного конкурса и закрытого электронного аукциона.
Исчерпывающий перечень постоянно действующих случаев, когда существенные условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в чч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Часть 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорит о том, что она регулирует изменение только существенных условий контракта. Однако пп. 2-4, 10, 13 этой части допускают изменение фактически любых условий контракта, хотя пп. 2-4, 13 - только на основании решения органов исполнительной власти. Прочие пункты ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливают возможность изменения только отдельных, поименованных в них условий - количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта, его срока.
Кроме того, чч. 65.1-65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допускают изменение существенных условий некоторых контрактов в 2022 и 2023 годах. В частности, согласно ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2021 и 2022 годах положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ применяются в качестве исключения из общего правила, установленного данным пунктом, к контрактам, которые заключены на срок менее одного года, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
В любых других случаях изменение существенных условий контракта, исходя из указания ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, неправомерно. Изменение условий контракта в случаях, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
Как следует из подп. "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (далее - Постановление N 1315), это постановление как раз устанавливает на основании ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ случаи, когда положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в 2021 и 2022 годах применяются к контрактам, не подпадающим под общее правило, установленное данным пунктом (о данном общем правиле смотрите также в письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21). В соответствии с указанной нормой допускается изменение существенных условий, в том числе изменение (увеличение) цены контрактов, стороной которых являются заказчики, указанные в приложении к Постановлению N 1315, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены для обеспечения федеральных нужд. Однако такое изменение возможно при соблюдении совокупности условий, предусмотренных подп. "а" п. 2 Постановления N 1315, одним из которых является то, что оно осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
Как видим, подп. "а" п. 2 Постановления N 1315 прямо предусматривает возможность изменения и цены, и срока исполнения контракта (смотрите также письмо Минфина России от 18.09.2020 N 24-03-08/82226), хотя и в строго очерченных пределах.
Обратим внимание, что непосредственно в подп. "а" п. 2 Постановления N 1315 говорится о контрактах, заключенных для обеспечения федеральных нужд, то есть эта норма не распространяются на региональных и муниципальных заказчиков (решение УФАС по Челябинской области от 24.08.2021 N 074/06/104-2200/2021). Однако п. 3 Постановления N 1315 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений Постановления (смотрите также письмо Минстроя России от 09.04.2022 N 15274-ИФ/09).
При этом само Постановление N 1315 не указывает, что такие изменения допускаются только однократно, однако, по нашему мнению, это следует из самого характера данной нормы, которая, по сути, устанавливает исключение из общего правила, самого по себе установленного п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в качестве исключения из общего правила о недопустимости изменения существенных условий контракта. По нашему мнению, толковать норму, устанавливающую исключение, расширительным образом недопустимо, поскольку исключение не может становиться правилом.
К сожалению, нам не удалось найти материалов, которые прямо подтверждали бы сделанный нами вывод.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
16 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"