Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы города Томска
от 31 октября 2006 г. N 322
Целевая программа
"Поддержка и развитие малого предпринимательства в г.Томске на 2007-2010 годы"
29 мая 2007 г.
Решением Думы города Томска от 29 мая 2007 г. N 494 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
городской целевой программы
Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы
(название городской целевой программы)
Администрация города Томска, Дума города Томска
(заказчик программы)
/---------------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Целевая программа поддержки и развития малого |
|программы/статус |предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы/|
| |долгосрочная, экономическая |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Дата принятия |Программа разработана в соответствии с целями, |
|правового акта о |определенными Стратегией развития города Томска до |
|разработке программы,|2020 года, утвержденной Решением Думы г. Томска N 224|
|дата ее утверждения|от 27.06.2006 г. |
|(наименование и номер| |
|соответствующих | |
|нормативных | |
|документов) | |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Заказчик программы |Администрация города Томска. |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Основные разработчики|Департамент экономики администрации г. Томска |
|программы | |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Цели и задачи |Цель: Дальнейшее улучшение условий для |
|программы, |развитиямалого предпринимательства в г. Томске, |
|основные целевые |способствующих: |
|показатели |- устойчивому росту уровня социально-экономического |
| |развития города и благосостояния граждан; |
| |- формированию экономически активного среднего |
| |класса; |
| |- ускорению развития малого предпринимательства в |
| |приоритетных для г.Томска сферах; |
| |- создание новых рабочих мест |
| |Задачи: |
| |- обеспечение взаимодействия органов государственной|
| |власти и местного самоуправления с |
| |предпринимательскими структурами в интересах |
| |экономического и социального развития города в целях|
| |совершенствования системы муниципального управления и|
| |методов поддержки субъектов малого |
| |предпринимательства; |
| |- содействие развитию малого предпринимательства по|
| |приоритетным для города направлениям; |
| |- развитие системы финансовой и имущественной |
| |поддержки субъектов малого предпринимательства; |
| |- повышение уровня квалификации руководящего и |
| |кадрового состава субъектов малого |
| |предпринимательства (СМП); |
| |- рост конкурентоспособности субъектов |
| |малого предпринимательства на внутренних и |
| |внешних рынках. |
| |Основные целевые показатели к концу 2010 года: |
| |1. Рост количества малых предприятий на 10 %. |
| |2. Рост численности занятых в малом |
| |предпринимательстве на 9%-12%. |
| |3. Рост оборота малых предприятий - на 80%-90%. |
| |4. Рост доли налоговых поступлений от субъектов|
| |малого предпринимательства в городской бюджет - с|
| |23,8 % до 35 % (в условиях действующего налогового и|
| |бюджетного законодательства). |
| |5. Размещение муниципального заказа у СМП ежегодно в|
| |размере не менее 15 % от общего объема поставок|
| |товаров, выполнения работ, оказания услуг. |
| |6. Приближение среднемесячной заработной платы |
| |работников малых предприятиях к среднегородскому|
| |уровню (75 % от среднемесячной заработной платы по|
| |г.Томску). |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Сроки выполнения |2007-2010 годы |
|программы | |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Перечень основных |Перечень основных мероприятий Программы указан в |
|мероприятий |Приложении 1. |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
Решением Думы города Томска от 29 мая 2007 г. N 494 в настоящий раздел внесены следующие изменения:
"установить объем финансирования из бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2007 г. в размере 5 000 000 руб."
|Объемы и источники |Всего - 48 млн. рублей. |
|финансирования |В том числе: |
|программы (с |Бюджет муниципального образования "Город Томск" - 36|
|разбивкой по годам) |млн. руб: |
| |(по годам периода: 2007 г. - 9 млн. руб., 2008 г. -|
| |9млн. руб., |
| |2009 г. - 9 млн. руб., 2010 г. - 9 млн. руб.) |
| |Средства бюджета Томской области - 8 млн. руб. |
| |собственные средства предприятий (прогноз) - 4 млн.|
| |руб. |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные |Результатом выполнения программных |
|результаты выполнения|мероприятий будет создание комплексной системы |
|программы |поддержки и развития малого предпринимательства в г.|
| |Томске, способствующей: |
| |- привлечению инвестиционного потенциала малого |
| |предпринимательства для решения целей и задач |
| |стратегического развития города Томска; |
| |- росту занятости за счет повышения спроса на рынке|
| |труда на высококвалифицированных специалистов, в |
| |первую очередь в сфере науки и техники за счет|
| |увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь|
| |создаваемых малых предприятиях; |
| |- насыщению рынка качественными и доступными по цене|
| |товарами и услугами через развитие рыночных отношений|
| |и создание конкурентной среды; |
| |- обеспечению социальных программ г. Томска за счет|
| |увеличения налоговых поступлений от малого бизнеса в|
| |бюджет города; |
| |- поддержке статуса г. Томска как центра инноваций|
| |мирового уровня, за счет обеспечения приоритетного|
| |опережающего развития малого предпринимательства в |
| |инновационных и высокотехнологичных сферах, |
| |привлечения интеллектуального потенциала города к |
| |занятию предпринимательской деятельностью в |
| |наукоемких областях, а также в сфере услуг; |
| |- оптимизации деятельности и реструктуризации крупных|
| |предприятий города за счет развития субконтрактных|
| |связей с малыми предприятиями; |
| |- увеличению отдачи от использования муниципальной|
| |собственности за счет передачи ее эффективным |
| |собственникам в сфере малого предпринимательства. |
| | |
|---------------------+-----------------------------------------------------|
|Система организации |Осуществляется администрацией г. Томска в |
|контроля за |соответствии с распоряжениями Мэра по мероприятиям|
|исполнением программы|программы. Контроль выполнения Программы осуществляет|
| |департамент экономики администрации г.Томска, комитет|
| |по экономике и развитию предпринимательства Думы|
| |города Томска |
\---------------------------------------------------------------------------/
I. Анализ сложившейся ситуации*
1. Финансово-экономические показатели и анализ проблемной ситуации
Развитие малого предпринимательства Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней для решения проблем социально-экономического развития и смягчения социальных проблем.
Под субъектами малого предпринимательства в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого предпринимательства в городе. Анализ проведен по ряду показателей, исследовав которые, сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении Программы.
В настоящее время в городе сложился устойчивый сектор малого предпринимательства. На 1 января 2006г., по оценке, в г. Томске осуществляли деятельность около 6 000 малых предприятий и 12,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. Плотность распространения малого предпринимательства в городе, согласно оценке, в 2005 году сохранилась на уровне 2004 года и составила 12 предприятий на 1000 жителей области против 7,4 предприятий в среднем по Томской области. По показателю "плотности" малых предприятий г. Томск относится к территориям с высоким уровнем распространения малого предпринимательства.
В 2005 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, по оценке, составила 49,8 тыс. человек и выросла по сравнению с 2004 годом на 9,9%. Численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей в 2005 году по факту составила 23,3 тыс. чел., что на 1,5 тыс. чел., или на 7% больше аналогичного показателя 2004 года.
Таким образом, в 2005 году субъектами малого предпринимательства с учетом оценочных показателей по малым предприятиям создано 5,9 тыс. дополнительных рабочих мест, доля занятых в малом предпринимательстве составила 21,7% от числа занятых в экономике города, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 36%.
Рост оборота малых предприятий в 2004-2005г.г. в сопоставимых ценах составил соответственно 116 и 129%%. Отраслевая структура малого предпринимательства в городе за 2003-2005 годы существенно не изменилась. Наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса традиционно является сфера торговли, на которую приходится более 65% оборота малых предприятий. Субъектами малого предпринимательства обеспечивается 77 % розничного оборота, 42 % объема платных услуг в г.Томске.
Анализ показывает, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями,# не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений. Налоговый кодекс не выделяет субъекты малого бизнеса в особую категорию налогоплательщиков. Многообразие форм налогообложения, которые вынуждены использовать малые предприятия и индивидуальные предприниматели из-за специфики и законодательных ограничений в конкретных видах хозяйственной деятельности, а также особенности учета и распределения поступающих налоговых платежей не позволяют во многих случаях с достаточной точностью рассчитать сумму налоговых платежей, осуществленных субъектами малого бизнеса. Поэтому оценка истинного вклада малого бизнеса в бюджетную систему затруднена. Однако по оценке департамента экономики администрации г.Томска доля налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов малого предпринимательства в 2005 году составила не менее 23,8 % и практически вдвое возросла в сравнении с показателем 2004 года (12,6 %).
Для получения полной и достоверной информации о состоянии и развитии малого предпринимательства, переработанной и освоенной на современной технической основе, выявления тенденций его развития и существующих проблем необходимо создание и постоянное пополнение базы данных, а также проведение анкетирования субъектов малого предпринимательства по различным вопросам.
С этой целью в городе Томске должен быть создан городской центр поддержки предпринимательства. Несмотря на большое количество организаций, оказывающих юридические и консалтинговые услуги, в городе недостаточно развита инфраструктура поддержки малого бизнеса, существует проблема в получении доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг. Необходимо расширять виды услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры, повышать их качество.
Еще одна проблема, напрямую связанная с предыдущей, - это усложненность процедуры согласований, требующихся для осуществления предпринимательской деятельности, в органах власти и других контролирующих органах. В рамках действующей программы эта проблема была проработана администрацией города совместно с Координационным советом по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г.Томска. Определены мероприятия по устранению излишних административных барьеров, включающие экспертизу действующих нормативно-правовых актов администрации г.Томска, регулирующих порядок согласовательных и разрешительных процедур.
Качественно иной является на сегодняшний день ситуация с финансово-кредитными ресурсами. В настоящее время некоторые банки рассматривают малый бизнес как наиболее перспективный для кредитования. Все работающие в городе кредитные учреждения реализуют свои программы кредитования малого бизнеса, которые постоянно расширяются. Однако,# проблема ограниченности доступа к банковским кредитам из-за сложной залоговой системы, высоких процентных ставок, отсутствия возможности взять долгосрочный кредит для субъектов малого предпринимательства пока остается.
Для развития и внедрения механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки в дополнение к деятельности финансово-кредитных учреждений города необходимо, как можно более активно, привлекать малый бизнес к участию в конкурсе инвестиционных проектов, на реализацию которых предоставляются кредиты из средств федерального, областного и местного бюджета, разработать программу микрокредитования, содействовать созданию гарантийного фонда для малых предприятий г. Томска.
В целях имущественной и производственно-технологической поддержки малого предпринимательства администрацией г. Томска Программой предусмотрено ведение в электронном виде на сайте администрации г.Томска реестра нежилых помещений, зданий и сооружений, временно не занятых и предполагаемых к сдаче в аренду или приватизации, т.к. предприниматели по-прежнему одной из проблем, влияющих на развитие малого бизнеса, называют ограниченность доступа к аренде и приобретению помещений.
Еще одна проблема, тормозящая развитие малого предпринимательства, заключается в нехватке квалифицированных кадров в этой сфере экономики. По данным Центра занятости населения г.Томска из 33 тыс. вакансий, заявленных работодателями в течение 2005 года, 44,6% составляли места для квалифицированных рабочих, 15,0% - для специалистов с высшим и средне-специальным образованием, остальные - вакансии неквалифицированного труда. Наибольшая потребность в кадрах отмечалась в отраслях промышленности (28,9%), здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры и образования (16,0%), торговли и общественного питания (15,7%), жилищно-коммунальное# хозяйства и бытового обслуживания населения (15,3%). Таким образом# более 30 % вакансий можно отнести к сфере малого бизнеса, нуждающемся в высококвалифицированных кадрах.
При этом в г. Томске функционирует более 30 организаций, оказывающих услуги по обучению руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей основам бизнес-планирования, бухгалтерского учета и налогообложения, финансово-кредитных механизмов развития бизнеса и большинство кадровых агентств предлагают услуги по подготовке и переподготовке кадров по востребованным на рынке труда рабочим специальностям. Однако проблема кадрового обеспечения как крупного, так и малого бизнеса стоит на сегодняшний день довольно остро.
Низкое качество предпринимательской среды сказывается на темпах развития малого бизнеса. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства в г. Томске.
Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение квалификации кадрового состава СМП. При этом важное значение придается работе городского Центра занятости населения по информированию населения об имеющихся у СМП вакансиях, проведению целевых "ярмарок вакансий", переобучению и повышению квалификации незанятого населения исходя из потребностей работодателей.
Предусмотрено заключение договоров с образовательными учреждениями на организацию для СМП специализированных курсов по основам предпринимательской, маркетинговой и финансовой деятельности, которые будут способствовать повышению квалификации предпринимателей и снижению рисков в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Ряд мероприятий Программы направлен на тиражирование успешного опыта осуществления СМП деятельности в различных сферах
Стоит отметить, что одной из причин, по которой субъекты малого предпринимательства испытывают сложности с кадровым составом - слабая социальная защищенность работников в малом бизнесе, "теневая" заработная плата, в большинстве случаев отсутствие социального пакета, предлагаемого крупными предприятиями.
Эта проблема отдельно учтена в плане реализации мероприятий Программы, предусмотренных трехсторонним соглашением о социальном партнерстве между администрацией города Томска, Федерацией профсоюзных организаций Томской области и объединениями работодателей на 2006-2008 годы.
Еще одно направление поддержки - формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве. Участие малых предприятий г.Томска в проводимых Администрацией Томской области межрегиональных выставочно-ярмарочных и конкурсных мероприятиях, стимулируют развитие малого бизнеса в производственной и инновационной сфере. Освещение таких мероприятий в средствах массовой информации способствует формированию благоприятного общественного мнения о томских производителях и научных достижениях.
Сложность с формированием благоприятного общественного мнения о малом бизнесе связана с высоким уровнем дифференциации доходов населения и резкими различиями в уровне жизни. Большая часть населения негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса.
В направлении формирования благоприятного общественного мнения о малом бизнесе среди населения необходимо направить работу средств массовой информации на более интенсивное освещение деятельности малых предприятий производственной сферы, в особенности занимающихся разработкой и внедрением новых технологий и материалов. Необходимо озвучить их важную роль в реализации Стратегии развития г.Томска до 2020 года.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения
посредством реализации городской целевой программы
В последние годы развитие малого предпринимательства в городе Томске, как и в целом по России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение и является основой формирования среднего класса. Этот сектор экономики создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса. Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое предпринимательство обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам например, из-за ограниченных возможностей местных рынков;
- более высокая оборачиваемость капитала;
- относительно невысокие трансакционные издержки;
- более быстрое реагирование на изменение условий осуществления деятельности;
- преимущественная ориентация на местного потребителя.
Администрация города Томска уделяет внимание вопросам развития и поддержки малого предпринимательства с периода его становления. В городе с 1996 года закладывались основы системы муниципальной поддержки малого предпринимательства. В 1996 году постановлением Мэра г. Томска от 23.10.1996 N 428 был утвержден общественный экспертный Совет по малому предпринимательству, в который вошли представители органов власти и бизнеса. Целью и задачей Совета являлось оказание всесторонней помощи мэрии г. Томска в разработке и осуществлении политики в области развития и поддержки малого предпринимательства. В декабре 1997 г. в рамках инициативы подкомитета по развитию малого и среднего предпринимательства Госдумы РФ, Общественного движения "Яблоко", Томского Центра Поддержки Предпринимательства и Первой ежегодной городской конференции предпринимателей был открыт информационно-консалтинговый пункт "Общественная приемная по развитию предпринимательства в г. Томске". Целью открытия приемной являлось создание постоянно действующего эффективного механизма взаимосвязей между представителями малого бизнеса, мэрией г. Томска, общественными объединениями предпринимателей и другими структурами, оказывающими поддержку предпринимательству.
Реализована муниципальная целевая "Программа поддержки малого предпринимательства в г. Томске на 2000-2001 гг.", принятая II-ой городской конференцией предпринимателей.
В результате вышеназванных мер проведена определенная работа по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, реализованы мероприятия по нормативно-правовому, финансово-кредитному и информационному обеспечению развития предпринимательской деятельности, по формированию механизма имущественной и производственно-технологической поддержки малого бизнеса. Сектор малого предпринимательства занял существенное место в социально-экономическом развитии города, создав реальные возможности населению г. Томска для самореализации и занятия предпринимательством.
В настоящее время законодательство Российской Федерации и Томской области пополнилось новыми нормативно-правовыми документами, определяющими цели, направления и пути развития малого предпринимательства.
Внесены существенные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие порядок оформления трудовых отношений между индивидуальными предпринимателями и их работниками.
С 1 января 2006 года внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, в частности предусматривающие введение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности нормативным актом представительного органа местного самоуправления.
Администрацией Томской области в 2002-2005 гг. издан ряд законодательных и нормативных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства Томской области. Так, в соответствии с Законом Томской области от 12.03.2002 N 16-ОЗ образован целевой бюджетный Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Томской области, Законом Томской области от 09.12.2005 N 229-ОЗ утверждена областная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005-2007 годы", в соответствии с Распоряжением Администрации Томской области от 30.09.2005 N 251-ра учреждена некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области"
3. Предложения об изменении ситуации посредством реализации
городской целевой программы
Актуальность и необходимость программно-целевых методов развития и поддержки малого предпринимательства подтверждается анализом принятых в последние годы на федеральном уровне концепций и программ. Так, главным целевым показателем реализации мероприятий административной реформы, концепция которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах" является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 %, к 2010 году - до 3% против 10% в 2005 году.
Для субъектов малого предпринимательства (далее по тексту СМП) преодоление административных барьеров и связанные с этим издержки являются серьезным препятствием к развитию, и мероприятия по их максимальному сокращению - это одна из главных задач поддержки малого бизнеса.
Уменьшению административного давления на СМП,# со стороны органов, осуществляющих государственный контроль, способствовало принятие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в соответствии с которым в отношении СМП плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Решению проблем малого бизнеса, связанных с доступом к кредитно-финансовым ресурсам уделено внимание в заявлении Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005 г. "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года", в котором указано, что в целях развития системы кредитования банками малого и среднего бизнеса требуется осуществить разработку и реализацию подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса, в частности на установление облегченных процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банкам права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тыс. рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов. Аналогичные подходы могут быть применены и в потребительском кредитовании.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлен особый порядок участия СМП в размещении заказа путем проведения торгов, что является существенной поддержкой и действенным стимулом для развития СМП.
Несмотря на принимаемые меры по поддержке и развитию малого предпринимательства, условия осуществления предпринимательской деятельности до сих пор остаются достаточно сложными. В утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2003 N 568-р "Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы" отмечалось, что несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды. При этом развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.
Малый бизнес играет существенную роль в экономике города Томска, является важным фактором конкурентоспособности города, однако существуют как объективно, так и субъективно обусловленные причины, тормозящие его развитие. Анализ итогов реализации муниципальных программ, результаты опросов, совещаний, встреч, заседаний Координационного совета по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г.Томска позволяют выявлять проблемные вопросы, решение которых необходимо для развития и поддержки малого предпринимательства в городе.
Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории г.Томска присущи характерные черты малого предпринимательства:
Во-первых, финансовое положение малого предпринимательства характеризуются относительной неустойчивостью, причины которой заключаются в объективно менее благоприятных по сравнению с крупными предприятиями условиях хозяйствования.
Во-вторых, особенностью внешней среды малого бизнеса является его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, органами местного самоуправления, крупным бизнесом и финансово-кредитными институтами. Каждое малое предприятие обладает значительно меньшими финансовыми возможностями и политическим потенциалом по сравнению с крупными предприятиями.
Названные объективные особенности малого предпринимательства и обуславливают необходимость его поддержки. Государственная политика поддержки малого предпринимательства основывается на понимании всей важности этой задачи и необходимости решения проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. При этом основная работа по реализации поддерживающих мер возложена на органы местного самоуправления, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии малого предпринимательства,# как важного фактора социально-экономического развития территории.
Проблемы развития и поддержки малого бизнеса нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Методологической и нормативно-правовой базой для разработки настоящей целевой Программы являются Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Томской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Томской области" (Принят решением Государственной Думы Томской области от 24.07.1997 N 511), другие нормативно-правовые акты.
Содержание Программы соответствует целям и задачам, определенным Стратегией развития г. Томска до 2020 года, Программой социально-экономического развития г. Томска до 2011 года и областной целевой программой "Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005-2007 годы", утвержденной Законом Томской области от 09.12.2005 N 229-ОЗ.
Данная Программа - вторая и сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого предпринимательства в городе Томске.
II. Экономическое обоснование реализации мероприятий городской
целевой Программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные
показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам
Социально-экономический эффект от развития малого предпринимательства заключается в обеспечении социальной стабильности общества, уменьшении численности малоимущих слоев населения, сокращении бюджетных расходов на социальную поддержку и трудоустройство граждан.
Скоординированные решения и практические действия по реализации мероприятий Программы позволят закрепить позитивные изменения в сфере малого предпринимательства г. Томска, расширить круг субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью, улучшить положение на рынке труда, повысить благосостояние и уровень жизни населения области, обеспечить внутренний рынок качественными товарами и услугами, увеличить доходную часть местного бюджета.
Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий городской целевой программы являются:
1. Рост количества малых предприятий к концу 2010 года на 10 %.
2. Рост численности занятых в малом предпринимательстве к концу 2010 года на 9%-12%.
3. Рост оборота малых предприятий к концу 2010 года - на 80%-90%.
4. Рост доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет к концу 2010 года - с 23,8 % до 35 % (в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства).
5. Размещение муниципального заказа у СМП ежегодно в размере не менее 15 % от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
6. Приближение среднемесячной заработной платы работников малых предприятиях к среднегородскому уровню (75 % от среднемесячной заработной платы по г.Томску).
III. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является дальнейшее улучшение условий для развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан;
- формированию экономически активного среднего класса;
- ускорению развития малого бизнеса в приоритетных для г.Томска сферах развития малого предпринимательства;
- росту конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимательскими структурами в интересах экономического и социального развитии города в целях совершенствования системы муниципального управления и методов поддержки субъектов малого предпринимательства;
- содействие развитию малого предпринимательства по приоритетным для города направлениям;
- развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- повышение уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого предпринимательства;
- рост конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;
- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства.
IV. Этапы Программы и сроки их реализации
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период до 2010 года. Сроки реализации Программы - 2007-2010 годы. На первом (2007 год) и втором (2008 годы) этапах предполагается завершить формирование целостной системы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства в г. Томске, в том числе:
- развить имеющиеся и внедрить новые кредитно-финансовые технологии;
- усовершенствовать информационную, рыночную и инженерную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в г. Томске.
На третьем этапе (2009-2010 годы) планируется обеспечить:
- ожидаемый количественный рост субъектов малого предпринимательства;
- изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения числа предприятий, работающих в инновационной сфере, в кооперации с крупными организациями, в сфере оказания услуг населению;
- рост доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет за счет повышения эффективности их деятельности.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- привлечение инвестиционного потенциала малого предпринимательства для решения целей и задач стратегического развития города Томска;
- рост занятости за счет повышения спроса на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, в первую очередь в сфере науки и техники за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малыми предприятиями;
- насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды;
- обеспечение социальных программ г. Томска за счет увеличения налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет города;
- поддержка статуса г. Томска как центра инноваций мирового уровня за счет обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах, создания единого информационного пространства и условий для электронного ведения бизнеса, привлечения интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях, а также в сфере услуг;
- оптимизация деятельности и реструктуризация крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и кооперационных связей с малыми предприятиями;
- увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
Оценка рисков реализации программы:
- отсутствие статистических сведений по ряду показателей, характеризующих состояние и тенденции развития малого предпринимательства в г. Томске;
- устойчивый характер сопротивления малого бизнеса принимаемым органами власти мерам регулятивного характера;
- негативное отношение части населения к субъектам малого предпринимательства, сложившееся вследствие значительного разрыва в уровне доходов и качества жизни;
- изменения федерального и областного законодательства, в том числе,# о местном самоуправлении;
- снижение финансирования по программе,# в результате ухудшения финансового положения г. Томска.
Методика оценки эффективности программы будет заключаться в анализе следующих основных итоговых показателей:
- количество проведенных в рамках программы мероприятий;
- количество субъектов малого предпринимательства, получивших помощь в осуществлении деятельности в результате реализации программных мероприятий;
- количество созданных малых предприятий;
- количество созданных рабочих мест;
- оборот малых предприятий;
- доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет.
Ожидаемый эффект от реализации программы:
Целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы" ориентирована на достижение социально-экономического эффекта, заключающегося в привлечении малого бизнеса к решению приоритетных задач социально-экономического развития г. Томска; росте занятости населения за счет создания новых рабочих мест, преимущественно в инновационной сфере; повышении конкурентоспособности экономики города и повышении качества жизни населения.
VI. Система управления реализацией программы
Реализацию городской Целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы обеспечивают исполнители мероприятий программы, которые либо определены непосредственно в программе, либо определяются на конкурсной основе. При реализации программы бюджетные средства предоставляются в формах: субвенций и субсидий юридическим и физическим лицам, средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами.
Контроль за исполнением программы осуществляет департамент экономики администрации г. Томска, комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска. Департамент экономики администрации г. Томска осуществляет управление городской Целевой программой поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 годы, ежеквартально представляет в департамент финансов администрации г. Томска отчет о ходе ее реализации.
При изменении объемов финансирования мероприятий программы департаментом экономики администрации г. Томска вносятся предложения об изменении объемов и сроков их реализации.
Реализация программы освещается в средствах массовой информации.
Председатель |
Первый заместитель Мэра |
____________Н.А. Николайчук |
_________И.Н. Шатурный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.