Раздел I. Учет поступлений
1.Отражение в учете поступлений средств за оказанные услуги по программе ОМС
Средства ОМС - это финансовое обеспечение государственных полномочий по организации оказания гражданам (они же застрахованные лица)
медицинской помощи. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
Учет таких средств медицинские организации обязаны вести обособленно, включая и учет расходов, осуществляемых за счет этих средств (п. 6 ст. 15 Закона N 326-ФЗ). В зависимости от типа организации в учете предусмотрено:
- для бюджетного или автономного учреждения - самостоятельный код финансового обеспечения КФО 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию" (абз. 26 п. 21.1 Инструкции N 157н);
- для казенного учреждения в рамках КФО 1 "Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность)" с добавлением дополнительного аналитического признака, установленного учетной политикой учреждения (письмо Минфина России от 14.07.2014 N 02-06-10/34419, абз.4 п. 1 Инструкции N 157н).
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА формирования счетов учета средств, поступивших за оказанные услуги по программе ОМС:
1. Основание расчетов
|
Расчеты ведутся в соответсвии с нормами заключенных договоров:
- со страховой медицинской компанией,
- ТФОМС или ФФОМС
|
2. Применяемые счета бухгалтерского учета
|
Для отражения расчетов используется счет 205 32 "Расчеты по доходам от оказания услуг по программе ОМС"
|
Для отражения объема оказанных медицинских услуг (медицинской помощи), подлежащих оплате за счет средств ОМС, - счет 401 10 "Доходы текущего финансового года"
|
3. Аналитический код счетов по КПС:
|
|
- в 15 -17 разрядах
|
Указывается АнКВД 130 (п. 12.1.3 приказа Минфина России от 24.05.2022 N 82н)
|
- в 24 -26 разрядах
|
Для ведения расчетов по счету 205 32:
- если контрагент ФФОМС или ТФОМС, то КОСГУ 561/661 (негосударственные фонды ОМС следует относить к участникам бюджетного процесса см. п. 13.5.1 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н),
- если контрагент страховая компания, то КОСГУ 565/665 (страховую компанию следует относить к финансовым организациям).
|
Для отражения сумм доходов на счете 401 10 - КОСГУ 132 (п. 9.3.2 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н
|
4. Аналитика для предоставления отчетности внешним пользователям
|
Рекомендация ГАРАНТа:
- по видам программ ОМС: базовой, за счет средств ФФОМС и территориальной, за счет средств ТФОМС,
- по видам тарифа: подушевое финансирование; вознаграждений за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи; за единицу объема, за законченный случай,
- по видам помощи: амбулаторно-поликлиническая, специализированная, высокотехнологическая помощь, скорая помощь.
|
5. Документы-основание для отражения хозяйственных операций по получению средств ОМС
|
- Выписка лицевого счета и заявка на авансирования - для учета поступления авансовых платежей от ФФОМС или СМО.
- Счет на оплату медицинской помощи и реестр счета с учетом результатов проведенного контроля ФФОМС или ТФОМС оказанной медицинской помощи - для отражения дохода за прошедший месяц.
- Выписка лицевого счета - для учета поступления итоговых расчетов за оказанную медицинской помощи от ФФОМС, ТФОМС, СМО.
- Акт МЭК, МЭЭ, экспертизы качества медицинской помощи с указанием суммы неоплаты оказанной медицинской помощи - для отражения сумм возврата, ранее полученных авансовых платежей.
|
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ в бюджетном (автономном) учреждении
N п/п
|
Корреспонденция
|
Содержание хозяйственной операции
|
Документ - основание
|
Дебет
|
Кредит
|
1.
|
7 507 10 132
а также допустимо
|
7 504 10 132
|
Объемы финансового обеспечения медицинской помощи, распределенные учреждению на текущий финансовый год
|
Договор на оказание медицинской помощи по ОМС, приложение "Объемы финансового обеспечения медицинской помощи"
|
|
7 507 Х0 132
|
7 504 Х0 132
|
|
|
|
Корректировка значений при пересмотре в течение года объема финансового обеспечения
|
|
7 507 10 132
|
7 504 10 132
|
- увеличение
|
|
7 504 10 132
|
7 507 10 132
|
- уменьшение
|
2.
|
|
|
Поступление средств ОМС на лицевой счет учреждения
(п. 73 Инструкции N 174н, п. 73 Инструкции N 183н)
|
Платежное поручение
|
|
7 201 11 510
|
7 205 32 661
|
- от ФФОМС, ТФОМС
|
|
7 201 11 510
|
7 205 32 665
|
- от страховой компании
|
|
|
|
одновременно отражается
|
|
Увеличение забалансового счета 17
(АнКВД 130,
КОСГУ 132)
|
|
|
3.
|
|
|
Начисление доходов учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность по программе ОМС, за месяц
(п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н)
|
Принятые к оплате по результатам проведенного ТФОМС МЭК (медико- экономического контроля) счет и реестры счетов на оплату медицинской помощи
|
|
7 205 32 561
|
7 401 10 132
|
- от ФФОМС, ТФОМС
|
|
7 205 32 565
|
7 401 10 132
|
- от страховой компании
|
4.
|
7 205 32 561
7 205 32 565
|
7 401 10 132
|
Начисление дохода по доработанным ранее отклоненных (по результатам МЭК) счетов на оплату медицинской помощи
|
Принятые к оплате счета на оплату медицинской помощи
|
2. Возврат средств при нарушениях, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
Главой 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" предусмотрен обязательный контроль медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, на соответствие предоставленных ими услуг застрахованному лицу объемам, срокам, качеству и условиям договора медицинской помощи по ОМС.
Видами контроля являются: медико-экономический контроль (МЭК), медико-экономическая экспертиза (МЭЭ) и экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП).
По итогам каждого из указанных видов контроля могут быть выявлены медицинские услуги несоответствующие критериям их предоставления, подлежащие исключению из оплаты.
Следует отметить, что контроль может проводится:
1) на этапе приемки от учреждения счетов за оказанную медицинскую помощь (например, МЭК),
2) после произведенной учреждению оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь (например, МЭЭ и ЭКМП).
Во втором случае возникает обоснованное требование со стороны страховой компании (ТФОМС или ФФОМС) возврата ранее оплаченной стоимости медицинских услуг, выявленных как медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, с нарушениями.
Для медицинского учреждения такой возврат по своей экономической сути является возвратом ранее полученных доходов. При этом перечисление возвратов средств, определенных актом любой из указанных экспертиз, в учете медицинского учреждения следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций (ТФОМС или ФФОМС), вне зависимости от периода их поступления. Такой вывод был сформулирован еще в письме ФФОМС от 21.03.2014 N 1621/21-1/и. По нашему мнению, это актуально и сегодня, потому что ранее, полученные медицинским учреждением доходы были:
- отражены на основании первичных документов (принятых к оплате счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи);
- подтверждены актами сверок и результатами ежегодных инвентаризаций.
Если уменьшению подлежат доходы, начисленные в предыдущие финансовые периоды, применение специальных счетов для исправления ошибок прошлых лет не требуется.
Также финансовое ведомство разъясняет, что в отношении возвратов доходов прошлых лет, полученных от оказания услуг по программе ОМС, нормативными правовыми актами не установлены особенности по их отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Такие возвраты подлежат отражению по соответствующему аналитическому коду подвида доходов (смотрите письмо Минфина России от 12.12.2019 N 02-06-10/97365), т.е. АнКВД 130.
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ в бюджетном (автономном) учреждении
N п/п
|
Корреспонденция
|
Содержание хозяйственной операции
|
Документ - основание
|
Дебет
|
Кредит
|
1
|
7 401 10 132
|
7 205 32 661
7 205 32 665
|
Отражение уменьшения ранее полученного дохода*(1)
|
На основании выставленного акта проверки МЭК, МЭЭ или ЭКМП, в т.ч. подтвержденных судебным решением
|
2.
|
7 205 32 561
7 205 32 565
|
7 201 11 610
|
Перечисление денежных средств
|
Платежное поручение
|
|
|
|
одновременно отражается
|
|
|
|
Уменьшение забалансового счета 17
(АнКВД 130,
КОСГУ 132)
|
|
|
________________________________
*(1) Порядок отражения этой хозяйственной операции в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений положениями Инструкций NN 174н и 183н прямо не предусмотрен. Следовательно, такой порядок и бухгалтерские записи учреждению следует согласовать в соответствии п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.