Раздел V. Расходы на гражданскую оборону
Необходимость осуществления расходов медицинскими учреждениями на гражданскую оборону установлена п. 4 ст. 18 Закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
В частности на учреждения возлагаются следующие расходы (п. 1 ст. 9 Закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"):
- осуществление подготовки своих работников в области гражданской обороны;
- создание и содержание запасов (материально-технических, продовольственных, медицинских и иных) в целях гражданской обороны.
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых запасов разрабатываются и утверждаются МЧС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N 379).
Кроме того в соответствии с приложением N 3 приказа Минздрава РФ от 09.06.2003 N 230 в штатное расписание государственных и муниципальных учреждений здравоохранения вводятся должности, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Однако до сих пор остается спорным вопрос: за счет каких средств учреждению следует осуществлять указанные расходы.
Анализ территориальных тарифных соглашений в сфере ОМС прошлых лет показал, что в отдельных регионах в рамках территориальных программ ОМС был прямо установлен запрет на оплату за счет средств ОМС расходов по заработной плате работников, осуществляющих мероприятия по мобилизационной работе и гражданской обороне, а также проведение иных мероприятий в области гражданской обороны, в том числе закупку средства радиационной, химической и биологической защиты. Такая позиция подтверждалась судебной практикой тех лет (решения АС Челябинской области от 03.06.2016 по делу N А76-980/2016, АС Архангельской области от 20.05.2013 по делу N А05-1007/2013).
В настоящее время подход к финансовому обеспечению таких расходов меняется. Поэтому, если Тарифным соглашением в сфере ОМС для учреждения прямо не установлен запрет на осуществление расходов на гражданскую оборону (в полном объеме или частично), то расходы можно рассматривать как необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом и осуществлять их за счет средств ОМС (п. 194 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС).
Такая позиция подтверждается судебной практикой. Например, в мотивировочной части решения АС Костромской области от 22.04.2019 по делу N А31-936/2019 указано, что медицинская организация обязана иметь в своем штате работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, который не принимает непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), но при этом осуществляет административно-хозяйственную (управленческую) функцию, соответственно затраты на оплату его труда могут быть отнесены к затратам на общехозяйственные нужды. Нормами действующего законодательства такие затраты предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи и подлежат возмещению за счет средств Фонда ОМС.
По нашему мнению, за счет средств ОМС можно осуществлять финансирование расходов на гражданскую оборону, если такие расходы:
- предусмотрены организационно-распорядительными документами (например: должность уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны определена штатным расписанием учреждения, закупка средств защиты (противогазов, респираторов, аптечек индивидуальных и т.д.) предусмотрена требованиями МЧС России и т.п.);
- не покрываются целевыми субсидиями,
- включены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по источнику финансирования ОМС.
Вместе с тем нельзя не отметить, что для расчета плановых затрат на мероприятия по гражданской обороне, включая и заработную плату специалистов по гражданской обороне, учитываются данные общей численности работников учреждения по всем должностям, предусмотренных штатным расписанием, и число лечащихся больных по числу сметных коек, и площади всех помещений. Поэтому, если в медицинском учреждении оказываются услуги, оплата которых производится за счет разных источников финансирования (субсидий на выполнение государственного задания, средств ОМС, средств от приносящей доход деятельности), то фактические расходы на гражданскую оборону следует распределять по источникам финансирования по правилам распределения общехозяйственных расходов, установленным учетной политикой учреждения.
Обратите внимание, что в рассматриваемые расходы не включают расходы, направляемые на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения, защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны. Осуществление таких затрат является полномочием органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Поэтому использование на указанные цели средств ОМС контролирующими органами может быть признано нецелевым (в частности см. постановление Второго ААС от 29.05.2020 N 02АП-2983/20).
Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются:
- на федеральном уровне - Всероссийской службой медицины катастроф (ст. 41 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 734 "Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф", далее - Положение N 734);
- на региональном уровне - региональной службой медицины катастроф (см., например, постановление Правительства Саратовской области от 04.02.2005 N 43-П, далее - Постановление N 43-П).
Служба медицины катастроф представляет собой сложно организованную систему, объединяющую:
- службы учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Минздрава России (на федеральном уровне) или органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (на региональном уровне).
- силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являющиеся подразделениями Минобороны России;
- а также силы и средства МЧС, МВД и иных органов исполнительной власти и организаций, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Как правило, на базе медицинских учреждений государственной системы здравоохранения создаются подвижные профессиональные медицинские формирования (нештатные бригады специализированной медицинской помощи или экстренной медицинской помощи), личный состав которых в режиме повседневной деятельности выполняет трудовую функцию в рамках государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению, но при этом находится в режиме постоянной готовности для выдвижения в зону чрезвычайной ситуации с целью оказания медицинской помощи.
Задачи, решаемые нештатными медицинскими формированиями; порядок их деятельности и взаимодействия со Службой медицины катастроф; структура и численность формирования, табель оснащения и обеспечения автотранспортом определяется на региональном уровне органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (п. 6 Положения N 734). Например, приказ Минздрава Ставропольского края от 10.01.202 N 01-05/5 "Об организации работы Службы медицины катастроф ...", приказ Минздрава Московской области от 10.07.2020 N 1007 "О службе медицины катастроф ...", приказ Минздрава Республики Крым от 23.04.2018 N 712 "О создании нештатных формирований службы медицины катастроф", приказ Департамента здравоохранения Приморского края от 29.05.2019 N 18/пр/535 "Об утверждении табелей оснащения медицинским имуществом бригад специализированной медицинской помощи...".
Медицинским учреждениям государственной системы здравоохранения Саратовской области следует руководствоваться приказом Минздрава Саратовской области от 13.12.2022 N 228-п "О совершенствовании организационно-функциональной структуры службы медицины катастроф..." (далее - Приказ N 228-п).
В частности на руководителя медицинского учреждения, на базе которого создается нештатное бригада экстренной медицинской помощи, будет возложена обязанность (п. 2 Приказа N 228-п):
- обеспечить поддержание личного состава бригады в постоянной готовности к работе в чрезвычайных ситуациях;
- укомплектовать медицинское формирование согласно табелю оснащения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом.
Табель оснащения для специализированных бригад по профилю службы утверждается учреждением, на базе которого создано административное и оперативное подразделения Службы медицины катастроф области (п. 3.2 Приказа N 228-п, п. 5.1 Постановления N 43-П).
Имущество, которым комплектуется бригада (например, носилки, укладки, тонометры, халаты одноразовые стерильные и т.п.), а также лекарственные препараты и медицинские изделия (например, йод, анатропин, спирт медицинский, плазмозамещающие растворы, шприцы, катетеры и т.п.) являются резервом на случай возникновения чрезвычайной ситуации. В целях обеспечения сохранности и обновления по истечению срока годности лекарственных препаратов в учреждении разрабатывается локальный акт, регламентирующий порядок хранения, обновления и определяющий ответственных лиц.
Нештатные формирования при учреждении здравоохранения, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций относятся к объектовому уровню Службы медицины катастроф (п. 5 Постановления N 43-П). Создание резервов на этом уровне предполагается за счет собственных средств учреждения (см. п. 10 Постановления N 43-П).
При определении источника финансирования учреждению следует учитывать:
- что средства, получаемые за оказанные услуги по программе ОМС, не могут быть использованы на цели, не связанные с реализацией территориальной (или базовой) программы ОМС (подп. 5 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об ОМС в РФ");
- за счет средств субсидии на выполнение задания производятся расходы, которые могут быть соотнесены с условиями выполнения такого задания, или предусмотрены порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, или определены соглашением о предоставлении субсидии.
По нашему мнению, для закупки табеля оснащения и создания резерва лекарственных средств наиболее целесообразно отдать предпочтение средствам от приносящей доход деятельности или оформить заявку для получения субсидии на иные цели. Кроме того указанные расходы также могут быть осуществлены за счет остатка средств субсидий, являющихся финансовым обеспечением выполнения задания прошлого года, либо за счет экономии средств субсидии на задание текущего года при условии ее достижения.