Раздел VII. Санкции, выставленные учреждению: КФО и правила отражения в учете
1. За счет каких средств допустимо оплачивать санкции, предъявленные учреждению за нецелевое использование средств ОМС
Часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" определены меры ответственности, применяемые к медицинскому учреждению за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а именно: штраф; пени; возврат средств в ТФОМС в полном объеме, использованных не по назначению.
Указанные меры ответственности являются экономическими санкциями, налагаемыми на учреждение за невыполнение условий договора в рамках оказания услуг по программе ОМС.
В учете бюджетного (автономного) учреждения эти хозяйственные операции будут:
- являться расходными операциями;
- отражаться по КВР 853 "Уплата иных платежей" и подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ.
Выбор КФО зависит от "законодательной разрешенности" оплаты экономических санкция за счет средств, полученных по соответствующему источнику финансирования, т.е.
- КФО 7 возможен только в случае, если в структуре тарифа на оказание медицинской помощи будут поименованы производимые расходы;
- КФО 4 - если расходы включены в норматив затрат на оказание государственной услуги;
- КФО 5 - если расходы определены целью субсидии;
- КФО 2 - если расходы связаны с уставной деятельностью учреждения.
В отношении КФО 7 следует учитывать следующие нормы:
- тарифы на оплату медицинской помощи, устанавливаемые для базовой программы ОМС, не включают в себя оплату экономических санкций (пп. 192, 195 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС);
- анализ Территориальных программ в системе ОМС показывает, что, как правило, они также не содержат в структуре тарифа затраты на оплату штрафных санкций, включая и возмещение по нецелевому использованию средств ОМС.
Поэтому, если Тарифным соглашением субъекта РФ не предусмотрены расходы по подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ, то использовать для оплаты штрафов и возмещения по нецелевому расходу средства ОМС (КФО 7) НЕЛЬЗЯ. Во время следующей проверке контрольными органами такие расходы также будут признаны нецелевым использованием средств ОМС. См., например, постановление Семнадцатого ААС от 19.04.2019 N 17АП-3365/19.
По мнению Минфина России, допустимый источник возврата средств должен определяться в рамках установленных полномочий (письмо от 13.12.2018 N 02-05-11/90925).
По нашему мнению, при выборе КФО, отличного от КФО 7, можно руководствоваться следующим:
- по средствам возврата сумм ОМС, использованных не по назначению, в бюджет ТФОМС источник финансового обеспечения определяется в зависимости от того, за счет какого КФО следовало бы осуществлять оплату спорных расходов. Так, например, в постановлении АС УО от 26.01.2018 N Ф09-8052/17 судьи указали, что, поскольку работа с ВИЧ-инфицированными пациентами подлежала финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, возврат средств ОМС должен быть произведен за счет КФО 4;
- для оплаты штрафов и пеней, как меры ответственности за ведение с нарушениями финансово-хозяйственной деятельности медицинской организацией, наиболее предпочтительными и безопасными являются средства от средств от приносящей доход деятельности (КФО 2).
2. Возврат средств ОМС в связи с их нецелевым использованием
Если в ходе контрольных мероприятий выявлено использование средств ОМС не по целевому назначению, то медицинское учреждение обязано вернуть такие средства в бюджет ТФОМС (см. ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ").
В учете бюджетного (автономного) учреждения эти хозяйственные операции будут:
1) являться расходными операциями;
2) отражаться по подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ (см.позицию Минфина, изложенную в письме Минфина России от 13.12.2018 N 02-05-11/90925, а также информацию Минфина России от 13.05.2019);
3) относится на код вида расхода (КВР) 853 "Уплата иных платежей" (п. 53.8.6.3 Порядка N 82н). Анализ Таблицы соответствия видов расходов (КВР) и статей (подстатей) КОСГУ позволяет определить допустимые подгруппы вида расходов 830 и 850. При анализе элементов вида расходов, входящих в указанные подгруппы, определяем единственный допустимый КВР 853.
В силу п. 53.8.4.1 Порядка N 82н и п. 7 Порядка N 209н применение подстатьи 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ в увязке с элементом вида расходов 853 "Уплата иных платежей" обосновано и в том случае, если требование фонда ОМС исполняется по решению суда (см. письмо Минфина России от 21.08.2020 N 02-05-10/73494);
4) источником покрытия расходов рекомендуем определить КФО 2 (обоснование смотрите в нашем специальном материале);
5) расчеты с ТФОМС по перечислению таких средств в бухгалтерском учете допустимо вести с использованием счета 302 95 "Расчеты по другим экономическим санкциям";
6) начислять указанные расходы целесообразно в дебет счета 401 20 "Расходы текущего финансового года". Считаем, что отнесение расходов по экономическим санкциям в дебет счета 109 Х0 "Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, услуг" приведет к искажению показателя себестоимости.
7) если учреждение планирует оспаривать требования ТФОМС, то необходимо сформировать резерв предстоящих расходов на счете 401 60 "Резервы предстоящих расходов".
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ в бюджетном (автономном) учреждении
N п/п
|
Корреспонденция
|
Содержание хозяйственной операции
|
Документ - основание
|
Дебет
|
Кредит
|
1.
|
|
|
Отражение расхода в сумме средств, определенных как нецелевое использование
|
|
1.1
|
2 401 20 295
|
2 302 95 831
или
2 303 05 831
|
В случае, если учреждение не возражает с выводами комиссии
|
Акт проверки
|
1.2
|
|
|
В случае, если планируется обжаловать выводы комиссии в суде
|
Решение учреждения о передачи в суд
|
2 401 20 295
|
2 401 60 295
|
- формирование резерва
|
Акт проверки
|
2 401 60 295
|
2 302 95 831
или
2 303 05 831
|
- определение задолженности перед ТФОМС по завершении рассмотрения дела в суде
|
Решение суда
|
2.
|
2 302 95 731
2 303 05 731
|
2 201 11 610
|
Перечисление средств ТФОМС
|
Платежное поручение
|