Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Санкции, выставленные учреждению: КФО и правила отражения в учете
|
Санкции - меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям установленного порядка осуществления хозяйственно-финансовой деятельности и влекущие для них определенные неприятные последствия.
Санкции договорные - предусмотренные законом или договором меры имущественного воздействия на случай ненадлежащего исполнения условий заключенного договора (например, уплата неустойки, штрафа; устранение недостатков за счет поставщика/исполнителя услуг и др.). |
1. За счет каких средств допустимо оплачивать санкции, предъявленные учреждению за нецелевое использование средств ОМС
|
Приказ Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении Порядка осуществления ТФОМС контроля за ... за использованием средств ОМС ... медицинскими организациями" |
|
Памятка. Санкции, применяемые к учреждениям за нарушение договорных обязательств в системе ОМС |
|
Средства ОМС носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ) |
Часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" определены меры ответственности, применяемые к медицинскому учреждению за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а именно: штраф; пени; возврат средств в ТФОМС в полном объеме, использованных не по назначению.
Указанные меры ответственности являются экономическими санкциями, налагаемыми на учреждение за невыполнение условий договора в рамках оказания услуг по программе ОМС.
В учете бюджетного (автономного) учреждения эти хозяйственные операции будут:
- являться расходными операциями;
- отражаться по КВР 853 "Уплата иных платежей" и подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ.
Выбор КФО зависит от "законодательной разрешенности" оплаты экономических санкция за счет средств, полученных по соответствующему источнику финансирования, т.е.
- КФО 7 возможен только в случае, если в структуре тарифа на оказание медицинской помощи будут поименованы производимые расходы;
- КФО 4 - если расходы включены в норматив затрат на оказание государственной услуги;
- КФО 5 - если расходы определены целью субсидии;
- КФО 2 - если расходы связаны с уставной деятельностью учреждения.
В отношении КФО 7 следует учитывать следующие нормы:
- тарифы на оплату медицинской помощи, устанавливаемые для базовой программы ОМС, не включают в себя оплату экономических санкций (пп. 192, 195 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС);
- анализ Территориальных программ в системе ОМС показывает, что, как правило, они также не содержат в структуре тарифа затраты на оплату штрафных санкций, включая и возмещение по нецелевому использованию средств ОМС.
Поэтому, если Тарифным соглашением субъекта РФ не предусмотрены расходы по подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ, то использовать для оплаты штрафов и возмещения по нецелевому расходу средства ОМС (КФО 7) НЕЛЬЗЯ. Во время следующей проверке контрольными органами такие расходы также будут признаны нецелевым использованием средств ОМС. См., например, постановление Семнадцатого ААС от 19.04.2019 N 17АП-3365/19.
По мнению Минфина России, допустимый источник возврата средств должен определяться в рамках установленных полномочий (письмо от 13.12.2018 N 02-05-11/90925).
По нашему мнению, при выборе КФО, отличного от КФО 7, можно руководствоваться следующим:
- по средствам возврата сумм ОМС, использованных не по назначению, в бюджет ТФОМС источник финансового обеспечения определяется в зависимости от того, за счет какого КФО следовало бы осуществлять оплату спорных расходов. Так, например, в постановлении АС УО от 26.01.2018 N Ф09-8052/17 судьи указали, что, поскольку работа с ВИЧ-инфицированными пациентами подлежала финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, возврат средств ОМС должен быть произведен за счет КФО 4;
- для оплаты штрафов и пеней, как меры ответственности за ведение с нарушениями финансово-хозяйственной деятельности медицинской организацией, наиболее предпочтительными и безопасными являются средства от средств от приносящей доход деятельности (КФО 2).
2. Возврат средств ОМС в связи с их нецелевым использованием
Если в ходе контрольных мероприятий выявлено использование средств ОМС не по целевому назначению, то медицинское учреждение обязано вернуть такие средства в бюджет ТФОМС (см. ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ").
В учете бюджетного (автономного) учреждения эти хозяйственные операции будут:
1) являться расходными операциями;
2) отражаться по подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ (см.позицию Минфина, изложенную в письме Минфина России от 13.12.2018 N 02-05-11/90925, а также информацию Минфина России от 13.05.2019);
3) относится на код вида расхода (КВР) 853
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.