Как провести закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ в период действия военного положения
Общие положения
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" Правительство РФ определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ранее заключенных договоров (контрактов).
На основании указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559 (далее - Постановление N 2559), которое вступило в силу с 20 января 2023 года, установлены особенности закупок в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение.
Подп. "а" п. 1 Постановления N 2559 позволяет осуществлять у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) закупки любых товаров, работ, услуг в период действия военного положения на территориях, на которых введено военное положение. Правила, применяемые при таких закупках, предусмотрены подп. "б" п. 1 Постановления N 2559.
Указом Президента РФ от 19.10.2022 N 756 20 октября 2022 г. с ноля часов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.
Соответственно, именно на этих территориях заказчик вправе осуществлять закупки у единственного контрагента в порядке, рассмотренном ниже, но только в период действия военного положения.
Подробнее об особенностях закупок в период действия военного положения смотрите в отдельном материале.
Порядок осуществления закупки
1. Планирование закупки
Закупка, которую планируется осуществить на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559, должна быть предусмотрена в плане-графике (см. подп. "а" п. 6 постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 (далее - Постановление N 1279)).
Если же информация о закупке в плане-графике отсутствует, в него необходимо внести изменения не позднее дня заключения контракта (подп. "б" п. 6 Постановления N 1279).
При отсутствии возможности формирования информации и документов в единой информационной системе (далее - ЕИС) в связи с нарушением функционирования коммуникаций и связи заказчик не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем появления такой возможности, вносит изменения в план-график для приведения его в соответствие в связи с заключением в период отсутствия такой возможности контрактов по результатам таких закупок (подп. "г" п. 6 Постановления N 1279).
2. Извещение об осуществлении закупки
Согласно ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного контрагента не требуется.
3. Требования к участнику закупки
Как следует из ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в данном случае единые требования к участнику не устанавливаются.
Однако согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ контрагентом не может быть:
- офшорная компания (юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации);
- лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В силу ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование к участнику об отсутствии информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
Если заказчик не реализовал это право, то обязательно применяется подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, в соответствии с которым заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике, включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Подробно о требовании об отсутствии сведений об участнике в РНП смотрите в отдельном материале.
4. Применение нормативных правовых актов о запретах и ограничениях допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг
Из содержания нормативных правовых актов, устанавливающих запреты и ограничения на допуск к закупкам, следует, что:
- нормативные акты, устанавливающие запреты на допуск, распространяются и на случаи осуществления закупок у единственного контрагента. В частности, о закупке на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ см. письмо Минфина России от 01.12.2022 N 24-06-06/117806;
- нормативные акты, устанавливающие ограничения и условия допуска, к закупкам у единственного контрагента не применяются.
Полагаем, данные выводы в полной мере применимы и к закупкам на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559.
Подробно о запретах и ограничениях допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг смотрите в отдельном материале.
5. Особенности содержания контракта
При закупках по подп. "а" п. 1 Постановления N 2559 контракт должен соответствовать требованиям, установленным ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
При этом, как указано в абзаце четвертом подп. "б" п. 1 Постановления N 2559, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
В силу той же нормы в этом случае заказчики вправе не применять к контракту требования:
- чч. 4 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (включение в контракт условия об ответственности заказчика и контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (штраф, пеня));
- ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (применение типовых условий контрактов);
- ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (включение в контракт графика его исполнения при превышении определенных законом срока исполнения обязательств и цены контракта);
- п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (условие о порядке и сроках приемки и оплаты товара, работы или услуги);
- п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком контрагенту, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта).
Следует учитывать, что сроки оплаты исполненного по контракту, отдельному этапу исполнения контракта устанавливаются в соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая в абзаце четвертом подп. "б" п. 1 Постановления N 2559 не упомянута. Соответственно, ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ распространяется и на контракты, заключенные с единственным контрагентом на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559.
Подробно сроки оплаты рассмотрены в отдельном материале.
На закупки в соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления N 2559 распространяются требования ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, поскольку она также не упомянута в абзаце четвертом подп. "б" п. 1 Постановления N 2559. В силу этой нормы цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ и установленных Правительством РФ.
Подробно условие о цене контракта рассмотрено в отдельном материале.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, который рассмотрен в отдельном материале. При этом включать обоснование цены в текст контракта не нужно.
В силу абзаца третьего подп. "б" п. 1 Постановления N 2559 заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса и расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
6. Заключение контракта с единственным контрагентом
Непосредственно порядок заключения контракта с единственным контрагентом ни Законом N 44-ФЗ, ни п. 1 Постановления N 2559 не урегулирован. Соответственно, следует применять общие нормы о заключении договоров Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с абзацем четвертым подп. "б" п. 1 Постановления N 2559 контракт в данном случае может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
Подробно порядок заключения контракта по Закону N 44-ФЗ с единственным контрагентом, требования к форме и содержанию такого контракта рассмотрены в отдельных материалах.
7. Изменение контракта
Как указано в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В п. 2 письма Минфина России от 28.02.2023 N 24-01-10/16365 разъяснено, что изменение контракта, заключенного на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559, осуществляется в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ для контракта, заключенного на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (т. е. по аналогии с исполнением контракта, заключенного на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
В п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который позволяет по соглашению сторон изменять любые условия контрактов, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не упомянут. Следовательно, этот пункт не применяется и к контрактам, заключенным на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559.
Соответственно, контракты, заключенные на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559, возможно изменить только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Подробно об изменении контрактов смотрите в отдельном материале.
8. Передача сведений в реестр контрактов
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация обо всех контрактах, за исключением тех, которые перечислены в этой норме. Соответственно, полагаем, что информация о контрактах, заключенных на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 2559, должна включаться в реестр контрактов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах