Как провести закупку на основании п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ)
Общие положения
Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) в случае выполнения работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации на основании п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации определено в п. 3 ст. 2 Закона N 31-ФЗ. В письме Минэкономразвития России от 18.11.2016 N Д28и-3161 подчеркивается, что данный перечень является закрытым.
Как указано в письмах Минфина России от 07.04.2020 N 24-02-06/27427, от 31.01.2020 N 24-03-06/6194, заказчик вправе осуществить закупку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если закупка товаров, работ, услуг осуществляется в рамках мобилизационной подготовки в соответствии с нормами Закона N 31-ФЗ и иного действующего законодательства РФ в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки.
Закон не ограничивает сумму закупки по п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, годового лимита закупок по этому основанию также не установлено.
Требования к закупке у единственного контрагента на основании п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены ст. 16, чч. 1, 1.1 ст. 31, чч. 2 - 4 ст. 93, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Порядок осуществления закупки
1. Планирование закупки
Закупка, которую планируется осуществить на основании п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должна быть предусмотрена в плане-графике (см. ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Если же информация о закупке в плане-графике отсутствует, в него необходимо внести изменения не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ). Подробнее о внесении изменений в план-график смотрите в соответствующем разделе отдельного материала.
2. Извещение об осуществлении закупки
Согласно ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного контрагента не требуется.
3. Требования к участнику закупки
В силу ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при закупках по п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ единые требования к участнику не устанавливаются.
Однако согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ контрагентом не может быть:
- офшорная компания (юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации);
- лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Как указано в ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование к участнику об отсутствии информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
Если заказчик не реализовал это право, то обязательно применяется подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, в соответствии с которым заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике, включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Подробно о требовании об отсутствии сведений об участнике в РНП смотрите в отдельном материале.
4. Применение нормативных правовых актов о запретах и ограничениях допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг
Из содержания нормативных правовых актов, устанавливающих запреты и ограничения на допуск к закупкам, следует, что:
- нормативные акты, устанавливающие запреты на допуск, распространяются и на случаи осуществления закупок у единственного контрагента. В частности, о закупке на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ см. письмо Минфина России от 01.12.2022 N 24-06-06/117806;
- нормативные акты, устанавливающие ограничения и условия допуска, к закупкам у единственного контрагента не применяются.
Подробно о запретах и ограничениях допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг смотрите в отдельном материале.
5. Особенности содержания контракта
При закупке по п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен соответствовать требованиям, установленным ст. 34 Закона N 44-ФЗ (см. ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Условия, обязательно включаемые в контракт (существенные условия), рассмотрены в отдельном материале.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, который рассмотрен в отдельном материале, и включить обоснование цены в текст контракта (см. также письмо Минфина России от 02.11.2021 N 24-06-08/88987).
В силу ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ контракт может содержать условие об обеспечении его исполнения (о таком обеспечении рассказано в отдельном материале). В таком случае контракт заключается только после предоставления указанного обеспечения контрагентом (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
6. Направление проекта контракта в орган контроля
В соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ и подп. "а" п. 25 Правил осуществления контроля, предусмотренного чч. 5 и 5.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ (далее - Правила контроля), на основании ч. 6 ст. 99 Закона N 44-ФЗ утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 N 1193, заказчик должен направить в соответствующий орган контроля проект контракта до направления его участнику закупки, с которым заключается контракт. В свою очередь орган контроля в силу подп. "б" п. 25 Правил контроля не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления проекта контракта направляет заказчику либо уведомление о соответствии контролируемой информации Правилам контроля, либо протокол о несоответствии контролируемой информации Правилам контроля. В последнем случае заказчик повторно направляет в соответствующий орган контроля исправленный проект контракта для проведения проверок (п. 30 Правил контроля).
7. Заключение контракта с единственным контрагентом
Непосредственно порядок заключения контракта с единственным контрагентом Законом N 44-ФЗ не урегулирован. Соответственно, следует применять общие нормы о заключении договоров Гражданского кодекса РФ.
Подробно порядок заключения контракта по Закону N 44-ФЗ с единственным контрагентом, требования к форме и содержанию такого контракта рассмотрены в отдельных материалах.
8. Изменение контракта
Контракт, заключенный на основании п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, до 31 декабря 2023 года может изменяться фактически без ограничений по соглашению сторон (ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Подробно об изменении контрактов смотрите в отдельных материалах.
9. Передача сведений в реестр контрактов
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет для включения в реестр контрактов указанную в этой норме информацию, в том числе копию заключенного контракта, подписанную усиленной электронной подписью заказчика, в Федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (см. п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703). Федеральное казначейство размещает предоставленные заказчиком информацию и документы в реестре контрактов в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты их получения (ч. 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
В реестр контрактов в силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ также вносится информация:
- об изменении контракта (в течение 5 рабочих дней с даты внесения изменений);
- об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) (не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта);
- сведения и документ о приемке (не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке).
Подробно о реестре контрактов смотрите в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах