Особенности закупки услуг связи на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Смотрите в данном материале:
3. Требования к участникам закупки
4. Особенности условий контракта
5. Заключение контракта, включение информации в реестр контрактов
1. Выбор способа закупки
Статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит оказание услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи к деятельности субъектов естественной монополии. Данное обстоятельство позволяет заказчику применить п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и осуществить закупку у единственного поставщика без применения конкурентного способа закупки и без ограничения объема закупаемых услуг. По мнению ФАС России (письмо от 23.06.2015 N АЦ/31173/15), наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием применения п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" определяет перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, закупку которых заказчик может осуществить по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим. Услуги междугородной и международной телефонной связи, услуги подвижной (сотовой) связи, услуги по предоставлению доступа в сеть "Интернет", а также услуги передачи международной телеграммы не входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, поэтому не могут быть закуплены на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у единственного поставщика.
Согласно позиции Минфина (письмо от 21.06.2017 N 24-05-07/38889 "О рассмотрении обращения") наличие специальной нормы в п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанности осуществить закупку услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий, исключительно в соответствии с указанным пунктом. Заказчик вправе выбрать иной способ закупки у единственного поставщика из перечня оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 4, п. 5) с учетом ограничений, предусмотренных данными пунктами.
2. Планирование закупки
При формировании позиции плана-графика закупок по услугам связи заказчику необходимо определить объем закупаемых услуг и начальную (максимальную) цену контракта. В соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ и приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 в данном случае подлежит применению тарифный метод.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 определен перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, которые, среди прочих, подлежат государственному регулированию тарифов Федеральной антимонопольной службой:
- пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
- передача внутренней телеграммы;
- предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
- предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
- предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).
- предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Заказчикам, для которых в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ установлены нормативные затраты на обеспечение функций, а также нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, при формировании позиции плана-графика для данной закупки необходимо установить, не превышают ли предполагаемые затраты на услуги связи установленные нормативы и в случае превышения установленных затрат внести необходимые изменения.
Также заказчику необходимо обратиться и к каталогу товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), т.к. при размещении в дальнейшем в реестре контрактов информации об объекте закупки необходимо внести и информацию (при ее наличии), предусмотренную Правилами использования КТРУ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Услуги телефонной связи представлены в КТРУ несколькими позициями с различными характеристиками: "Услуги местной телефонной связи" (ОКПД2 - 61.10.11.120), "Услуги внутризоновой телефонной связи" (ОКПД2 - 61.10.11.110), "Услуги телеграфной связи" (ОКПД2 - 61.90.10.191). Позиции являются обязательными для применения. Заказчик, исходя из своих потребностей и характеристик услуг, содержащихся в конкретной позиции КТРУ, осуществляет выбор той или иной позиции одного или нескольких видов услуг телефонной связи.
Для услуг почтовой связи также существуют несколько позиций КТРУ - "Услуги почтовой связи общего пользования". Данные позиции являются обязательными к применению с 01.01.2024. Различаются указанные позиции услуг связи лишь единицей измерения.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279, план-график формируется на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (3 календарных года). Таким образом, заказчик вправе заключить контракт на соответствующий срок и включить в план-график закупку, объем финансового обеспечения которой будет учитывать трёхлетний период. В случае, если срок осуществления планируемой закупки превысит срок, на который утверждается план-график, в план-график включается информация о такой закупке на весь срок ее осуществления (п. 5. Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок).
3. Требования к участникам закупки
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (п. 1 пп. 36 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
В силу ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, заказчик не устанавливает единые требования к участнику закупки согласно требованиям данной статьи. При этом заказчику следует учитывать п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, на основании которого участником любой закупки (лицом, с которым заключается контракт) не может выступать офшорная компания и лицо, являющееся иностранным агентом. Таким образом, запрет на участие таких лиц в закупке (заключение с ними контракта) применяется не в силу п. 10 и п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.
4. Особенности условий контракта
В силу ч. 1, 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ договор на оказание услуг связи является публичным договором, т.е. лицо, осуществляющее данную деятельность, не вправе отказаться от его заключения при наличии возможности оказать соответствующие услуги. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации и уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (ч. 4 ст. 426 ГК РФ).
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определяет основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определены основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, а также урегулированы правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями данных услуг.
Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минцифры России от 17.04.2023 N 382, определяются права и обязанности операторов почтовой связи и пользователей услугами связи (заказчиков), порядок оплаты услуг, особенности приема и доставки (вручения) почтовых отправлений.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 утверждены Правила оказания услуг телефонной связи. Данные Правила регулируют отношения между пользователем услуг телефонной связи (заказчиком) и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, и других видов телефонной связи в сети связи общего пользования.
Правила оказания услуг телеграфной связи установлены отдельным постановлением Правительства РФ - от 28.05.2022 N 968.
Помимо обязательных условий контракта в соответствии с Правилами оказания соответствующих услуг, установленными вышеназванными постановлениями Правительства РФ, положения заключаемых контрактов должны быть дополнены условиями, обязательными по Закону N 44-ФЗ. Данная информация будет подлежать контролю соответствующими органами согласно ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
5. Заключение контракта, включение информации в реестр контрактов
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт не ранее чем через один день с момента внесения соответствующей информации (позиции) в план-график закупок либо внесения изменений в данную позицию.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, заказчик обязан внести в реестр контрактов сведения о заключении контракта в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта. Заказчиками, включенными в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.10.2021 N 3095-р (СВР России, ФСБ России, Росгвардия, ФСО России, а также подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями), размещение информации и документов в реестре контрактов осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
На основании п. 4 ст. 51.1. Закона "О связи" при исполнении контрактов на оказание услуг связи оператор связи, заключивший указанные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме заказчика. При этом, даже после окончания срока действия контракта оператор связи оказывает заказчику данные услуги связи в соответствии с требованиями, установленными таким контрактом и вправе направлять заказчику запрос о подтверждении факта оказания ему услуг, и требовать оплату данных услуг при отсутствии заключенного контракта в судебном порядке. При данных обстоятельствах заказчику необходимо отслеживать сроки действия контрактов на оказание услуг связи, т.к. в силу ст. 3 Закона N 44-ФЗ невозможно включить в контракт условие о распространении его действия на ранее возникшие отношения (для оплаты услуг связи, оказанных после истечения срока действия заключенного контракта и до заключения нового контракта).
Принимая во внимание, что лицензия на оказание услуг почтовой связи выдается на весь комплекс оказываемых почтовых услуг, составляющих единый процесс, заказчик вправе заключить один контракт на оказание услуг почтовой связи, который помимо собственно услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, может включать и иные сопутствующие услуги, не относящиеся к ним, но неразрывно с ними связанными (например, обработку письменной корреспонденции перед ее непосредственной пересылкой).
6. Случаи изменения условий контракта
Согласно п.3 ст. 51.1. Закона "О связи" изменение цен на услуги связи, оказываемые для нужд органов государственной власти и организаций, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменение условий оплаты таких услуг допускаются в порядке, установленном государственным контрактом, не более чем один раз в год, а при заключении контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ - в соответствии с указанным законом. Закон N 44-ФЗ в свою очередь не ограничивает количество изменений условий контракта. Если условия контракта, заключаемого в текущем периоде в соответствии с Законом N 44-ФЗ, аналогичны условиям контракта, заключенного в прошедшем периоде, цена на данные услуги в заключаемом контракте не может превышать цену заключенного в прошедшем периоде контракта, больше чем на индекс роста потребительских цен за предыдущий год. Это обстоятельство следует учитывать заказчику при составлении плана графика закупок на будущий период.
Статьей 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрен отдельный случай изменения существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - п. 10 ч. 1. Данное основание позволяет заказчику при необходимости изменять любое из существенных условий контракта - срок действия, тариф, цену контракта, либо одновременно несколько условий.
Указание в контракте на возможность изменения его существенных условий не обязательно, достаточно закрепления такого права заказчика в законе. При этом сведения об изменении контракта вносятся заказчиком в реестр контрактов в срок, установленный ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах