Закупка бензина и другого автомобильного топлива конкурентными способами определения поставщиков по Закону N 44-ФЗ Смотрите в этом материале: Требования к участникам закупки Условия, запреты и ограничения допуска иностранных товаров Заключение контракта, включение информации в реестр контрактов 1. Выбор способа закупки
Автомобильное топливо включено в перечень товаров, работ, услуг, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (подкласс 19.2 "Нефтепродукты" ОКПД2). При осуществлении закупок товаров, относящихся к данному классу продукции, за исключением случаев осуществления закупки путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика, заказчик обязан проводить электронный аукцион (ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).
2. Планирование закупки
При формировании позиции плана-графика закупки заказчик определяет код (коды) товаров, планируемых к закупке, по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и код (коды) позиции Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. Автомобильное топливо представлено в КТРУ несколькими позициями с различными характеристиками. Позиции являются обязательными для применения. Нужно отметить, что применение конкретной позиции КТРУ является обязательным в случае, если характеристики товара, содержащиеся в ней, в наибольшей степени учитывает потребности заказчика в данном виде товара. В ином случае заказчик вправе принять решение о том, что позиция КТРУ не подходит, и осуществить описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В силу п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) заказчик имеет право указать в извещении дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Например, в качестве дополнительного требования к товару можно указать соответствие ГОСТу (в зависимости от вида топлива). Кроме того, заказчику для формировании позиции плана-графика закупки необходимо определить начальную (максимальную) цену контракта. Для определения НМЦК в данном случае используется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В случае, если проводится закупка товара, количество которого невозможно определить, заказчик в силу ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ должен определить начальную цену единицы товара, начальную сумму цен единиц товара, максимальное значение цены контракта, а также обосновать цену единицы товара. В случае проведения закупки с определенным объемом заказчик обосновывает начальную (максимальную) цену контракта обычным способом. Заказчикам, для которых в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ устанавливаются нормативные затраты на обеспечение функций, а также нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, при формировании позиции плана-графика по данной закупке необходимо уточнить, не превышают ли предполагаемые затраты на закупку автомобильного топлива установленные нормативы. В случае превышения установленных нормативов количества и (или) цены товаров требуется внести необходимые изменения. Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки на основании ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ осуществляется не ранее чем по истечении одного дня со дня внесения соответствующих изменений в план-график закупок.
3. Требования к участникам закупки
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при проведении закупки конкурентными способами заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки. Установление требования об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при закупке автомобильного топлива не устанавливаются.
4. Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства
Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, ограничения допуска товаров, условия допуска при осуществлении закупки автомобильного топлива не применяются.
5. Особенности условий контракта
Типового контракта или типовых условий контракта для данной закупки не предусмотрено. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 при заключении контракта на поставку топлива (включая автомобильный и авиационный бензин) указывается формула цены и максимальное значение цены контракта. При этом формулу цены контракта законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит, заказчик устанавливает ее самостоятельно (письма Минфина России от 28.04.2020 N 24-03-07/34688, от 11.05.2018 N 24-03-08/31865). При проведении закупки товара с неопределенным объемом поставки согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта также указывается цена единицы товара. Кроме того контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара (ч. 1 ст. 34 Закона N44-ФЗ). Важным условием контракта на поставку топлива является место поставки товара. Заказчик может установить в качестве места поставки один из следующих вариантов: - самостоятельный вывоз заказчиком; - поставка по месту нахождения заказчика силами поставщика; - заправка автотранспортных средств заказчика на АЗС поставщика по смарт-картам и (или) заборным ведомостям и (или) талонам. При указании в условиях контракта местом поставки топлива АЗС поставщика заказчик может указать конкретный населенный пункт, в границах которого должны располагаться АЗС поставщика либо максимально допустимое расстояние от места нахождения заказчика до места нахождения АЗС. Устанавливать данные требования заказчик вправе, если он не ограничит при этом конкуренцию (ст. 8 Закона N 44-ФЗ). Однако следует учесть, что некоторые заказчики могут находиться в отдаленных населенных пунктах, в которых сеть АЗС есть только у конкретного поставщика. Установление условия контракта об отдаленности АЗС поставщика от заказчика или границ определенного населенного пункта, в пределах которого должны находиться АЗС, в силу объективных причин не будет считаться ограничением конкуренции. В случае расширения границ нахождения АЗС заказчик может уже нарушить принцип эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ), так как это может увеличить траты заказчика на поставку ресурса (как времени, так и расход самого топлива, чтобы добраться до отдаленных АЗС поставщика).
6. Заключение контракта, включение информации в реестр контрактов
Контракт заключается с использованием ЕИС. Порядок заключения контракта определен ст. 50 и ст. 51 Закона N 44-ФЗ (по итогам электронного запроса котировок и электронного аукциона соответственно). С 01.04.2024 заказчик обязан формировать и подписывать контракт в ЕИС в структурированном виде ("цифровой контракт"). Начиная с закупок, извещения об осуществлении которых размещены после 01.10.2023 г., заказчикам предоставлено право использовать структурированную форму контракта (ч. 8 ст. 8. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ заказчик включает информацию о заключенном контракте в реестр контрактов не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем его подписания. На основании ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ заказчики, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.10.2021 N 3095-р, осуществляют размещение информации и документов в реестре контрактов в соответствии с Порядком ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).
7. Случаи изменения условий контракта
При заключении контракта на основании п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик имеет право увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и начальной (максимальной) ценой контракта (при согласии участника закупки, с которым заключается контракт, и условии снижения цены по итогам проведения закупки). При исполнении контракта изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон в случаях, указанных в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. С 01.07.2024 соглашения об изменении контракта / расторжении контракта подписываются в структурированной форме с помощью ЕИС (абз. 11, пп. "г" п. 33 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ). Сведения об изменении/расторжении контракта вносятся заказчиком в реестр контрактов в срок, установленный ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах