Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Думы города Томска
от 29 апреля 2008 г. N 873
Городская целевая программа
"Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда"
при участии средств Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2011 годы
Паспорт городской целевой программы
Наименование программы |
"Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда" при участии средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2011 годы |
Дата принятия правового акта о разработке программы, (наименование и номер соответствующих нормативных актов) |
Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года. |
Заказчик программы |
Департамент строительства и архитектуры администрации города Томска |
Основные разработчики программы |
Департамент строительства и архитектуры администрации города Томска |
Цели и задачи программы, основные целевые показатели |
Основными целями программы являются: - обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания (мероприятия программы затрагивают граждан проживающих в муниципальных и приватизированных жилых помещениях в многоквартирных жилых домах, программой не предусмотрены мероприятия в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, полностью относящихся к частному жилищному фонду); - ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 01.01.2007; - развитие застроенных территорий в соответствии с ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ. Основными задачами программы являются: - подготовка условий и разработка механизмов по переселению граждан из муниципального жилищного фонда, непригодного для проживания; - выполнение обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания; - оптимизация развития территорий муниципального образования "Город Томск", занятых в настоящее время муниципальным жилищным фондом, признанным непригодным для проживания Основные целевые показатели - полное расселение аварийных многоквартирных жилых домов (предоставление квартир и выкуп жилых помещений), признанных непригодными для проживания по состоянию на 01.01.2007. |
Сроки выполнения программы |
2008-2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия программы: 1. Установление и корректировка очередности сноса многоквартирных жилых домов, признанных непригодными для проживания и этапов переселения граждан. Взаимодействие с собственниками жилых помещений. 2. Поэтапное переселение граждан из многоквартирных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) и снос данных жилых помещений (жилых домов). 3. Организация и проведение торгов по продаже права заключения договора на развитие застроенной территории |
Объем и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Объем и источники финансирования программы 659 168,0 тысяч рублей затраты на расселение всего, тыс. руб. В том числе за счет средств: федерального бюджета бюджета Томской области бюджета города Томска Всего: 659 168,00 344 329,00 152 589,00 162 250,00 2008 год 110 168,00 69 829,0 15 339,0 25 000,0 2009 год 148 000,00 74 000,0 37 000,0 37 000,0 2010 год 190 000,00 95 000,0 47 500,0 47 500,0 2011 год 211 000,00 105 500,0 52 750,0 52 750,0 |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
Приведение жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания К концу 2011 года обеспечение расселения не менее 30 многоквартирных аварийных жилых домов признанных непригодными для проживания (приобретение 201 квартиры). Переселение из жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, более 542 граждан. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за выполнением программы осуществляют Дума города Томска, Администрация города Томска. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Общая площадь муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании "Город Томск" по данным органов государственной статистики на начало 2008 года составляет более 350 тыс.кв.м., в том числе порядка 6,9 тыс.кв.м. жилья признано межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда аварийными и подлежит сносу. Существующие темпы финансирования расселения не только не позволят в обозримом будущем сократить объем ветхого муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании "Город Томск", но и не позволяют сдерживать естественный прирост этого объема. В то время как именно ветхие дома, имеющие высокий процент физического износа конструкций в первую очередь увеличивают аварийный жилищный фонд города.
Жилищный фонд муниципального образования "Город Томск" в значительной степени представлен многоквартирными муниципальными деревянными домами, построенными в XIX-н. ХХ вв., середине ХХ в., которые на сегодня в основном не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, имеют общий физический износ свыше 60%. Ежегодно увеличивается доля деревянных домов, перешагнувших отметку в 65% физического износа, согласно правилам технической инвентаризации попадающих в категорию ветхих. Темпы увеличения ветхого муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании "Город Томск" на сегодня кратно превышают темпы его ликвидации. Хроническое недофинансирование программы "Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы", утвержденной Решением Томской городской Думы от 23.12.2003 N 543 (в первую очередь из вышестоящих бюджетов) привело администрацию города Томска к практике "точечного расселения" отдельных непригодных для проживания квартир, в первую очередь по решениям судебных органов, а также по решениям межведомственной комиссии. Такая практика имеет хаотичный характер - не решается проблема аварийного или ветхого дома в комплексе, поскольку расселение части квартир не влечет ликвидации всего дома. Также создаются трудности остающимся в доме на неопределенное время жильцам - пустующие помещения нарушают тепловой контур зданий, занимаются лицами без определенного места жительства, грозят стать источником пожара в доме и иных происшествий и преступлений.
Граждане, проживающие в многоквартирных ветхих и аварийных жилых помещениях (жилых домах), в основном, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях социального найма жилые помещения удовлетворительного качества. Отсутствие решения данной необычайно важной проблемы ухудшает социальную обстановку среди части населения муниципального образования "Город Томск".
Сложившаяся ситуация с отсутствием в 2007-2008г.г областной целевой программы "Строительство жилья социального назначения и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в томской области в 2006-2010 годах с прогнозом до 2020 года" (утвержденной Законом Томской области от 15.03.2006 N 52-ОЗ), а также решение Думы города Томска от 03.04.2007 N 429 "О результатах работы депутатской комиссии по проведению депутатского расследования по выявлению нарушений при строительстве и оформлении в собственность вновь возводимых объектов, выделении земельных участков" (п. 2.2.), обусловили актуальность проблемы и необходимость ее решения программными методами, использования комплексного подхода, с использованием механизмов, предусмотренных федеральным законом "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года и Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.
2. Экономическое обоснование мероприятий программы
Потребность в финансовых ресурсах на выполнение мероприятий программы определяется нормами Жилищного кодекса РФ, региональными нормативными актами, муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск". В жилищном фонде, признанном аварийным и подлежащим расселению и сносу, находятся муниципальные и приватизированные квартиры. При расселении граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма предстоит учитывать следующие виды расходов:
приобретение жилья на условиях конкурсного отбора предложений для предоставления жилья по договорам социального найма. При этом необходимо учитывать следующее:
- если до расселения граждане занимали площадь, меньшую, чем определено решением Думы города Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма", то при расселении предстоит предоставить жилье, площадью, соответствующей указанному решению Думы город Томска; При решении этих вопросов возникает потребность в малогабаритном жилье. Так, например, для одиноко, проживающих граждан и семей, состоящих из 2-х человек, квартиры должны быть площадью 17 и 22 кв.м. соответственно.
- если до расселения граждане занимали площадь, больше, чем определено решением Думы города Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма", то при расселении предстоит предоставить жилье, площадью, равнозначной по общей площади ранее занимаемой (ст. 89 ЖК РФ).
При переселении собственников жилых помещений предстоит руководствоваться нормами ст. 32 ЖК РФ, которая предусматривает:
- государственную регистрацию администрацией города Томска прав на недвижимое имущество в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и, соответственно, оплату связанных с этим расходов из бюджета муниципального образования "Город Томск";
- заключение соглашения с собственником по срокам, условиям выкупа жилого помещения и определению выкупной цены, включающей в себя:
- рыночную стоимость жилого помещения, которая определяется по соглашению сторон;
- убытки, причиненные собственнику в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на, другое жилое помещение.
- расходы по сносу аварийного дома. ЖК устанавливает обязанность собственников помещений в аварийном доме самостоятельно (своими силами или за свой счет) осуществить снос аварийного дома. В случае, если в установленный срок данные собственники не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, т. е. по всем условиям, изложенным выше. Учитывая, что законодательство не определяет никаких гарантий собственникам помещений при добровольном сносе аварийного дома, программные мероприятия должны предусматривать расселение приватизированных квартир в муниципальных домах за счет бюджетных средств путем их выкупа.
Конкретную цену работ по расселению и сносу аварийного жилищного фонда возможно определить только по итогам выполнения всех работ, связанных с расселением, формироваться данная цена будет индивидуально в каждом конкретном случае.
Прогнозные цены на жилье рассчитаны департаментом строительства и архитектуры администрации города Томска, с учетом ежегодного прироста средней стоимости квадратного метра жилья и определяют ежегодную потребность в финансировании настоящей программы.
3. Основные цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
- обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания (мероприятия программы затрагивают граждан проживающих в муниципальных и приватизированных жилых помещениях в многоквартирных жилых домах, программой не предусмотрены мероприятия в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, полностью относящихся к частному жилищному фонду);
- ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 01.01.2007;
- развитие застроенных территорий в соответствии с ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ.
Основными задачами программы являются:
- подготовка условий и разработка механизмов по переселению граждан из муниципального жилищного фонда, непригодного для проживания;
- выполнение обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
- оптимизация развития территорий муниципального образования "Город Томск", занятых в настоящее время муниципальным жилищным фондом, признанным непригодным для проживания
Основные целевые показатели - полное расселение аварийных многоквартирных жилых домов (предоставление квартир и выкуп жилых помещений), признанных непригодными для проживания по состоянию на 01.01.2007г. (в соответствии с Приложением 1 к настоящей программе).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Приложения 1 к настоящей программе" имеется в виду "Приложение 2 к настоящему решению"
4. Этапы программы и сроки их реализации
Городская целевая программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть реализован в течение 2008-2011 годов без разделения на этапы.
5. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий включает в себя работу по следующим направлениям:
1. Правовое и методологическое обеспечение:
1.1. Пересмотр реестров муниципальных аварийных жилых помещений (жилых домов) предусматривает включение в реестр жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания. Данный реестр подлежит уточнению на основании информации, предоставляемой межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. При этом уточняется объём данного жилищного фонда, численность проживающего в нём населения, и, соответственно, уточняются объемы бюджетного финансирования. В результате уточнения в Перечень многоквартирных жилых домов в городе Томске, подлежащих расселению в соответствии с Программой на соответствующий год вносятся изменения.
План развития застроенных территорий, определяется на основе предварительного обоснования технической возможности и экономической целесообразности освоения земельных участков под размещение объектов капитального строительства. Инвестиционная привлекательность площадки, освобождаемой в результате проведения мероприятий Программы по переселению жителей из аварийного жилого дома, определяет очередность проведения мероприятий по переселению. Следующим фактором, определяющим очередность расселения, является дата признания жилого дома аварийным (непригодным для проживания).
2. Финансово-инвестиционное обеспечение:
Использование бюджетных и внебюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Ресурсами являются целевые средства федерального, областного и местных бюджетов, выделяемые на финансирование программы, которые могут быть образованы за счет средств городского бюджета и средств областного бюджета, распределяемые муниципальным образованиям.
В случае переселения граждан из аварийных жилых домов в рамках мероприятий по развитию застроенных территорий в соответствии с ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ, бюджетные средства, ранее предусмотренные на переселение жителей из указанных жилых домов направляются на следующие адреса, предусмотренные мероприятиями Программы.
6. Ресурсное обеспечение программы
Расходы на реализацию программы составят 659 168,0 тысяч рублей.
Объемы финансирования на 2008-2011 годы подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта городского бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета и динамики рыночных цен на закупаемые квартиры.
Источником финансирования могут выступать средства федерального бюджета и бюджета Томской области, предоставленные городу Томску в форме субсидий, субвенций и рамках финансирования целевых программ.
В случае возникновения дополнительных источников финансирования, не предусмотренных настоящей целевой программой (в том числе по итогам организации торгов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий), мероприятия по приобретению жилья для переселения граждан из аварийных жилых домов могут осуществляться по перечню адресов, расселение которых запланировано на очередной финансовый год.
Формулировки статей расходов на расселение аварийных жилых домов должны предусматривать требования действующего жилищного законодательства, как в части расселения муниципальных жилых помещений, так и в части выкупа жилых помещений, находящихся в частной собственности в многоквартирных жилых домах.
7. Механизм реализации программы
Программа реализуется на уровне муниципального образования.
Задачи администрации города Томска:
1. Формирование проекта целевой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основе обобщения сведений, представляемых администрациями районов города Томска и межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
2. Сбор информации о количестве собственников, нанимателей помещений аварийного муниципального жилищного фонда, составе их семей, потребности в жилых помещениях.
3. Ежегодное формирование и утверждение адресного списка жилых домов для расселения в текущем финансовом году на основе:
- данных об утвержденных суммах бюджетного финансирования мероприятий Программы;
- плана развития застроенных территорий;
- экономического обоснования инвестиционной привлекательности земельного участка, занимаемого аварийным жилым домом.
4. Проведение мероприятий муниципального заказа по закупке квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством.
5. Заключение сделок купли-продажи квартир, закупаемых по результатам конкурсов муниципального заказа.
6. Строительство муниципальных квартир (в рамках договоров о долевом участии в строительстве, либо самостоятельное выполнение функций заказчика-застройщика).
7. Заключение контрактов на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ при строительстве муниципальных квартир.
8. Выкуп жилых помещений, находящихся в частной собственности в аварийных многоквартирных жилых домах.
9. Оформление приобретенных квартир в муниципальную собственность и заключение с гражданами договоров социального найма.
10. Непосредственное оформление переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.
11. Взаимодействие с областным заказчиком соответствующей областной целевой программы и фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
12. Подготовка отчета о реализации мероприятий Программы.
Внепрограммными мероприятиями является дальнейшее формирование земельных участков, освобожденных от аварийного жилого дома, для организации открытых торгов (аукционов) на приобретение в собственность земельных участков или права заключения договоров аренды для размещения объекта капитального строительства.
8. Управление программой, формы и методы контроля за реализацией программы
Управление городской целевой программой "Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда на 2008-2011 годы" осуществляется разработчиком в лице Департамента строительства и архитектуры администрации города Томска.
Администрация города Томска осуществляет координацию реализации мероприятий программы, утверждение ежегодных адресных списков жилых домов для расселения в текущем финансовом году, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, осуществляет мониторинг выполнения программных мероприятий, организует формирование реестра муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений в муниципальном образовании, готовят предложения по порядку переселения граждан.
Дума города Томска, администрация города Томска осуществляют контроль за реализацией программы путем получения ежегодных отчетов от исполнителя о запланированных и фактически выполненных мероприятиях программы за отчетный год.
9. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
В результате реализации программы достигается ликвидация аварийного жилищного фонда. При соблюдении графика финансирования, за период реализации программы должно быть расселено не менее 30 домов аварийных многоквартирных жилых домов. Эффективность реализации Программы может быть рассчитана путем определения соотношения количества расселенных аварийных жилых домов (помещений) или суммы средств, затраченных на их расселение в рамках мероприятий Программы, соответственно, к общему количеству аварийных жилых домов (помещений) в муниципальном образовании "Город Томск" или сумме средств, требующихся на их расселение.
Реализация программы позволит обеспечить переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, улучшение архитектурного облика муниципального образования "Город Томск", а также снижение социальной напряженности.
Председатель |
Первый заместитель |
Думы города Томска |
Мэра города Томска |
_________А.Н. Чуприн |
________Н.А. Николайчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.