Существенные изменения контрактов, в том числе строительных на основании "антикризисных поправок" действующего законодательства (ст. 112 Закона N 44-ФЗ, Закон N 46-ФЗ). Обзор судебной практики по состоянию на 1 апреля 2023 года
Милонаец О.В.
Начало см. в Обзорах:
1. "Антикризисные возможности" Заказчиков и Подрядчиков для внесения изменений в контракт (предусмотренные Законом N 44-ФЗ)
ч. 56. ст. 112 Закона N 44-ФЗ - до 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации (далее - ПД) и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства (далее - ОКС) предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта может являться и поставка данного оборудования.
Важно! В целях заключения контракта, указанного в части 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона или электронного конкурса.
В отличие от норм чч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, по ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрена в том числе и возможность заключения комплексного контракта и при капитальном ремонте ОКС.
часть 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ - конкретизирует возможности изменения существенных условий контрактов при исполнении, заключенных в порядке части 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Важно! Допускается по соглашению сторон. Дополнительные условия:
- сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта по результатам проверки государственной экспертизы ПД превышает цену такого контракта в пределах 30% от цены контракта. Изменение существенных условий осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации;
- выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта ОКС, в случаях, предусмотренных п. 1.3 и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в части изменения предусмотренной контрактом стоимости работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства / на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
- при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту ОКС в целях увеличения сроков исполнения контракта в случаях, предусмотренных п. 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в части увеличения предусмотренных контрактом сроков строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства / указанное увеличение сроков осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в пределах 30%, без учета времени на экспертизу, не превышая ранее установленный срок в контракте.
Важно! Обязанность Заказчика! Если при исполнении контракта цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена.
Часть 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности увеличения цены контракта более, чем на 30%.
До 1 января 2024 года в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
В контракте должны быть указаны раздельно:
1) стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
2) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства.
В обязательном порядке при изменении цены применяем приказ Минстроя России от 30.03.2020 N 175/пр (ред. от 02.03.2022)
часть 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ
Важно! Изменения допускаются по соглашению сторон, контракт заключен до 1 января 2024 года и возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Дополнительные условия:
- соблюдение всех требований по обеспечению исполнения контракта (чч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- на основании решения Правительства Российской Федерации для федеральных заказчиков;
- на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для региональных заказчиков;
-- на основании решения местной администрации для муниципальных заказчиков.
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2023 N 348, установлено, что в 2023 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета (далее - получатели средств федерального бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, авансовые платежи в размере от 30% до 50% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Получатели средств федерального бюджета вправе в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ внести по соглашению сторон в заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) изменения в части установления в них условия о выплате авансовых платежей в соответствии с вышеизложенным с соблюдением размера обеспечения исполнения договора (государственного контракта), устанавливаемого в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
Рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации (местным администрациям) принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2023 N 348.
Рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно, если при исполнении таких контрактов возникли не зависящие от сторон контрактов обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838
Отраслевые нормативно-правовые акты по внесению существенных изменений в контракты, при реализации ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2349 "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых является проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере авиастроения, заключенных в рамках реализации государственных программ Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Важно! Допускается внесение изменений в контракты, заключенные до 1 января 2024 г, по соглашению сторон, по независящим от сторон обстоятельствам. Дополнительные условия:
- изменение существенных условий государственных контрактов в части изменения сроков выполнения работ до 24 месяцев, объема и видов работ, цены государственных контрактов в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения государственных контрактов, установления этапов выполнения работ, порядка их приемки и оплаты;
- исполнитель направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий государственного контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
- в случае изменения цены государственного контракта - расчет стоимости работ, сформированный в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, а также подписанный проект дополнительного соглашения об изменении условий государственного контракта;
- заказчик в течение 10 рабочих дней направляет исполнителю подписанное дополнительное соглашение к государственному контракту.
Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838 "Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663"
Важно! Для обеспечения федеральных нужд, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации. В этом случае допускается изменение существенных условий контракта. Норма действует с 18 октября 2022 года.
Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 N 1148 "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315"
Важно!
В связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, по соглашению сторон, в контракты заключенные до 1 июля 2022 года в течение 2022 года.
Обзор судебной практики
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2022 N 05АП-6058/2022 по делу N А51-11703/2022
Предмет контракта - работы по подготовке проектно-сметной документации объекта капитального строительства, выполнение инженерных изысканий и строительство объекта: "Канализационные сети для обеспечения централизованной системой водоотведения села".
Подрядчик уведомил заказчика что достоверная стоимость выполнения работ по проектным работам подлежит более существенному увеличению, превышающую 30% первоначальной стоимости, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с ч. 5 ст. 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Законом N 44-ФЗ предусмотрены не только ограничения для изменения цены контракта, но также и основания, по которым цена контракта может быть увеличена.
Подрядчик уведомил заказчика о приостановлении выполнения работ по контракту, в связи с установлением факта необходимости выполнения дополнительных работ в отсутствие которых подрядчик не может гарантировать результат выполненных работ по контракту.
Порядок изменения цены контракта на основании вышеуказанного положения предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление N 680).
Пунктом 2 Постановления N 680 установлено, что государственным или муниципальным заказчиком, как получателем бюджетных средств, изменения в соответствии с настоящим постановлением существенных условий контракта, в том числе влекущие увеличение цены контракта более чем на 30%, могут быть внесены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения соответствующего контракта.
Таким образом, из анализа вышеизложенных норм права и условий спорного контракта следует, что заказчик должен был на основании представленного подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы и представленной проектной и сметной документации должен был внести изменения в контракт в части установления цены, установленной по достоверной стоимости подлежащих выполнению работ.
Суд признал иск подрядчика к заказчику обоснованным.
Решение арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2022 г. по делу N А82-9829/2022
Иск прокурора к МБОУ о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения к муниципальному контракту на поставку продуктов питания.
Заказчиком и поставщиком заключено дополнительное соглашение N1, согласно которому со ссылкой на ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ стороны пришли к соглашению об увеличении цены поставляемого товара.
Представитель школы пояснила, что дополнительное соглашение расторгнуто, денежные средства возвращены.
Проверкой установлено, что местной администрацией каких-либо решений не принималось, в связи с чем заключение дополнительного соглашения является безосновательным и незаконным.
Иск прокурора удовлетворен
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2023 г. по делу N А21-12467/2022 (в настоящее время обжаловано в апелляцию, рассмотрение назначено на 12.04.2023 г.)
Иск прокурора о признании недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту на проведение ремонтных работ по объекту: "Строительство детского сада в пос. Чехово Багратионовского городского округа"
Дополнительным соглашением к муниципальному контракту изменен срок выполнения работ, срок ввода объекта в эксплуатацию, изменены графики оплаты работ и выполнения строительно-монтажных работ.
Распоряжением Администрации, с учетом проблем с поставками строительных ресурсов в Калининградскую область разрешено изменить сроки выполнения работ и ввода объекта в эксплуатацию по муниципальному контракту.
Из представленных подрядчиком документов следует, что с июля 2021 года на территории области образовался дефицит строительных материалов (бетон, газоблок, силикатный кирпич) в связи с перебоями в поставках из Республики Беларусь через Литовскую Республику, что повлекло нарушение сроков выполнения работ по кладке стен.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд не нашел оснований для удовлетворения требований процессуального истца.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 г. N 17АП-16007/2022-ГК по делу N А50-13946/2022 (кассация назначена 17.04.2023 г.)
Предмет контракта - переселение граждан Губахинского городского округа из аварийного и ветхого жилья в рамках реализации на территории Губахинского городского округа национального проекта "Жилье и городская среда".
По условиям контракта стороны согласовали авансовые платежи (до момента передачи поставщиком жилых помещений) в размере 30%, и окончательный платеж (после передачи жилых помещений). После заключения дополнительного соглашения общая сумма аванса по контракту составила 80% от общей суммы контракта.
Иск прокуратуры о признании недействительными сделок - двух дополнительных соглашений к муниципальному контракту. Заключение сторонами соглашения об изменении муниципального контракта, заключенного с использованием конкурентных процедур, об увеличении аванса с 30% до 80% цены контракта не соответствовало закону, возможность изменения не могла быть известна потенциальным участникам закупки, что нарушило принцип обеспечения конкуренции. Положения ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ применению не подлежали, учитывая принятие указанных положений после заключения оспариваемых сделок.
С учетом даты заключения контракта и обстановки, в которой он заключен, стороны контракта имели возможность предвидеть повышение цен на строительные материалы, должны были учесть данное обстоятельство при заключении контракта.
При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании ст. 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).
Ответчики в ходе судебного разбирательства указывали на значительное поэтапное удорожание строительных материалов в 2020 и 2021 году как основание для изменения муниципального контракта в части увеличения размера, подлежащего выплате поставщику аванса. Доводы ответчиков о том, что предприниматель, осуществлявший строительство многоквартирного дома, 27 квартир в котором планировались к передаче во исполнение муниципального контракта, вправе был инициировать изменение контракта ввиду удорожания строительных материалов, ссылки на постановление Правительства РФ от 09.08.2021 г. N 1315 судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку муниципальный контракт от 25.08.2020 г., с учетом согласованных в нем условий, не является контрактом о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Следует учесть, что муниципальный контракт заключен предпринимателем по своей воле в период распространения новой коронавирусной инфекции, в условиях введения ограничительных мер и изменения цен на товары (работы, услуги). Осуществляя предпринимательскую деятельность, действуя разумно и добросовестно, участвуя в аукционе на передачу муниципальному образованию жилых помещений, ответчик имел возможность предвидеть негативные последствия изменения соответствующих цен, тем не менее согласился с условием о твердой цене контракта, размере аванса и сроках исполнения обязательств.
При таких обстоятельствах оснований для применения при разрешении спора к правоотношениям сторон положений п. 65 ст.112 Закона N 44-ФЗ не имеется.
ч. 65. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ
Важно! Изменение допускается до 31 декабря 2023 года, по соглашению сторон, по предложению заказчика. Дополнительные условия:
- предметом контракта является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов;
- увеличивается предусмотренное контрактом количество препаратов, изделий, материалов не более чем на 30%;
- уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на 30%;
- возможно изменять при неопределенном объеме;
- цена контракта изменяется пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов исходя из установленной в контракте цены единицы таких препаратов, изделий, материалов, но не более чем на тридцать процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы таких препаратов, изделий, материалов. Цена единицы дополнительно поставляемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов или цена единицы таких препаратов, изделий, материалов при уменьшении предусмотренного контрактом количества таких препаратов, изделий, материалов должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов.
Письмо Минфина России от 17.03.2023 N 24-06-06/22838 "О рассмотрении обращения"
Важно!
По соглашению сторон допускается пропорциональное изменение не более чем на 10% цены контракта, исходя из установленной цены единицы товара. При исполнении указанных контрактов до 31.12.2023 года на основании ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ также допускается увеличение или уменьшение количества товара не более чем на 30% с возможностью пропорционального изменения цены контракта исходя из установленной цены единицы товара.
В случае принятия решения, предусмотренного ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, учитывается цена контракта, измененная в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
При этом, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта в случае возникновения у поставщика новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением, допускается только в случае предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона N 46-ФЗ
Установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является:
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту,
- снос объекта капитального строительства,
- проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В целях реализации данной нормы принято постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия"
Важно! Дополнительные условия:
- независящие от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения;
- государственные и муниципальные контракты;
- ограниченный предмет торгов;
- в 2022 - 2023 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в тч в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого ранее изменялся по Закону N 44-ФЗ;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315
з) изменение условий о порядке перечисления средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации с 13 января 2023 года.
- инициатива поставщика: направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;
- не требуется решение органов власти;
- заказчик в течение 10 рабочих дней направляет подписанное соглашение об изменении условий либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.
Обзор судебной практики
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.02.2023 N Ф03-6833/2022 по делу N А51-11703/2022
Иск подрядчика о взыскании с учреждения стоимости работ по контракту, в размере существенно превышающим 30% от первоначальной стоимости такого контракта
Предмет контракта - работы по подготовке проектно-сметной документации объекта капитального строительства, выполнение инженерных изысканий и строительство объекта: "Канализационные сети для обеспечения централизованной системой водоотведения села Воздвиженка, г. Уссурийск", включая изыскательские работы, подготовку документации по планированию территории, подготовку проектной и рабочей документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, строительно-монтажные работы, ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с проектной и рабочей документацией, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, выполнения иных действий подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Законом N 44-ФЗ предусмотрены не только ограничения для изменения цены контракта, но также и основания по которым цена контракта может быть увеличена.
Согласно подп. "а" п. 2 вышеуказанного приказа Минстроя России от 30.03.2020 N 175/пр цена контракта изменяется заказчиком в случае, если сметная стоимость строительства, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации превышает цену контракта.
Спорный контракт заключен сторонами как на выполнение проектных и изыскательских работ, так и непосредственно на выполнение подрядных строительных работ, в связи с чем к регулированию такого контракта применяются положениями чч. 56, 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Порядок изменения цены контракта на основании вышеуказанного положения предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680.
Таким образом, из анализа вышеизложенных норм права и условий спорного контракта следует, что заказчик должен был на основании представленного подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы и представленной проектной и сметной документации должен был внести изменения в контракт в части установления цены, установленной по достоверной стоимости подлежащих выполнению работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Существенные изменения контрактов, в том числе строительных на основании "антикризисных поправок" действующего законодательства (ст. 112 Закона N 44-ФЗ, Закон N 46-ФЗ). Обзор судебной практики по состоянию на 1 апреля 2023 года. (Милонаец О.В.) - Специально для системы ГАРАНТ, 2023 г.
Автор
Ольга Викторовна Милонаец - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области