Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг)
май 2023 г.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2021 N 1613, вступившим в силу 1 января 2022 года, внесены существенные изменения в государственную программу РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". Одним из направлений (подпрограммой) указанной госпрограммы является "Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами" (далее - Подпрограмма), которое, помимо прочего, включает в себя:
- развитие информационных технологий в сфере управления государственными (муниципальными) финансами с учетом новых требований к качеству финансовой деятельности публично-правовых образований, а также формирование инструментов, позволяющих обеспечить открытость финансовой информации и формирование единого информационного пространства (п. 5 Подпрограммы);
- создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе применение новых подходов к оценке его качества (п. 10 Подпрограммы);
- развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля (п. 11 Подпрограммы);
- создание единой цифровой среды формирования и анализа учетных данных государственных финансов в целях их применения для управления (п. 12 Подпрограммы).
Для этого Минфином России реализуется ведомственный проект "Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений", сроки реализации которого - с 2022 по 2027 год.
Задачами ведомственного проекта в том числе являются:
- создание к 2027 году единой электронной системы формирования данных (далее - СФАД) учета и отчетности государственных финансов бюджетов бюджетной системы РФ;
- создание к 2027 году единой электронной СФАД-среды автоматизированного контроллинга, анализа и учета государственных финансов для государственных (муниципальных) органов и организаций бюджетной сферы в целях повышения эффективности и качества управленческих решений*(1).
1. Что изменится для учреждений
Для наполнения СФАД-среды данными, планируется введение для всех без исключения организаций бюджетной сферы обязанности по размещению в ГИИС "Электронный бюджет" информации о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах, финансовых результатах (проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (подготовлен Минфином России 26.01.2023)). То есть информация о Плане ФХД, оформленных фактах хозяйственной жизни и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в режиме реального времени или с определенной периодичностью будут выгружаться из информационных систем учреждений (централизованных бухгалтерий) в ГИИС "Электронный бюджет". Порядок такого электронного взаимодействия позднее определит Минфин России.
Отметим, что переход на применение унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (Приказ N 61н) так же осуществляется в рамках реализации ведомственного проекта (письмо Минфина России от 01.12.2021 N 02-07-07/98091).
Одна из основных задач перехода к электронному документообороту - обеспечение качественной и оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений на различных уровнях госуправления, начиная от учреждения и заканчивая решениями в государственных масштабах. Иными словами, переход на применение электронных первичных учетных документов, формирование их по принципу однократного ввода информации обеспечивают оперативность и достоверность информации не только на уровне учреждения, но и в масштабах всей страны.
Применение ЭП и ЭЦП при подписании электронных документов стимулирует ответственное отношение должностных лиц учреждений к исполнению своих должностных обязанностей - подписание документов "задним числом" будет недоступно, соответственно, факты хозяйственной жизни должны будут оформляться своевременно, что безусловно приведет к соблюдению сроков графика документооборота, уменьшит количество ошибок в оперативной и отчетной информации. Этому так же способствует автоматизированный контроль за правильностью заполнения первичных электронных документов.
2. Что изменится для органов финконтроля
Планируется расширить закрепленный в нем перечень методов осуществления государственного и муниципального финансового контроля (проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (подготовлен Минфином России 17.10.2022)), добавив к ним еще три:
- наблюдение;
- экспертно-аналитическое мероприятие;
- финансово-бюджетный контроллинг.
Это будут методы предварительного контроля - их применение позволит предупреждать бюджетные нарушения. Внедрение предварительных методов контроля в качестве приоритетных обусловлено трансформацией системы внутреннего финансового контроля и аудита в систему внутреннего аудита деятельности организаций сектора государственного (муниципального) управления.
Реализовать такие методы контроля планируют посредством анализа информации из различных ГИС/МИС, а также информации, полученной в ходе межведомственного взаимодействия. Доступ к информационным системам орган контроля получит на основании соглашения, заключенного с проверяемым органом / учреждением.
По итогам проведения указанных мероприятий орган финконтроля будет выдавать соответствующие документы: предостережение, предупреждение, рекомендации, мотивированное мнение.
Работа в цифровой среде позволит органам контроля анализировать не предоставленные учреждениями данные, а непосредственно размещенные в ГИИС "Электронный бюджет". Поэтому подходы к проведению контрольных мероприятий и взаимодействию объектов контроля с органами контроля будут изменены. Внедрение новых методов контроля позволит органам финконтроля сосредоточится не на поиске уже допущенных нарушений, а на их предупреждении и анализе причин их возникновения. Для этого будут использоваться соответствующие электронные аналитические, мониторинговые и контрольные инструменты.
В свою очередь, объекты контроля больше не должны будут предоставлять по запросам органов финконтроля необходимые документы, так как органы финконтроля получат к ним доступ, используя возможности цифровой среды.
Примером такого подхода, могут быть сверки информации о государственных и муниципальных учреждениях, размещенной на официальном сайте в сети "Интернет" www.bus.gov.ru, проводимые региональными УФК в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 23.03.2023 N 98.
Также запланировано обеспечение возможности автоматизированного обмена информацией между органами внешнего и внутреннего финансового контроля, субъектами внутреннего финансового аудита о контрольной (аудиторской) деятельности и ее результатах, выявляемых рисках, примененных мерах реагирования.
3. Что изменится для органов власти
Помимо учреждений (объектов контроля) и органов финконтроля, к СФАД-среде получат доступ и государственные (муниципальные) органы.
Так, государственные (муниципальные) органы, получая данные в режиме онлайн, смогут повысить качество финансового менеджмента, принимать управленческие решения более обосновано и своевременно. Создание единой цифровой системы формирования данных учета и отчетности государственных финансов путем консолидации учетной информации о государственных финансах в целях обеспечения управления (принятия оперативных решений) исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является одним из ожидаемых результатов реализации Подпрограммы.
Гурашвили Георгий
Эксперт компании "Гарант"
__________________________________________
*(1) Более детально о задачах ведомственного проекта можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/projects/electronic_SMART_control/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.