Ответственность за непредставление или отказ в представлении в СФР документов, необходимых для осуществления контроля за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты страхового обеспечения Смотрите в этом материале: Ответственность, предусмотренная Законом N 255-ФЗ
Страхователь обязан представлять для проверки в территориальные органы СФР сведения и документы, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения (п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). Неисполнение указанной обязанности влечет наступление ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ (постановление Первого ААС от 30.06.2023 N 01АП-3260/23). Объективную сторону правонарушения образуют: - отказ в представлении; - непредставление в установленный срок документов (их копий, заверенных в установленном порядке). ВниманиеЗакон N 255-ФЗ не содержит определения термина "документ". Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, определяет термин "документ" как "зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". При этом документ может состоять из нескольких листов, на которых зафиксирована информация, объединенная одним заголовком и имеющая единые реквизиты. А согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель. При этом наличие у проверяющих возможности ознакомить с оригиналами запрашиваемых документов на территории страхователя не исключает ответственности за непредставление копий указанных документов в территориальный орган СФР (постановление Девятнадцатого ААС от 20.06.2023 N 19АП-2154/23). Не влияет на привлечение к ответственности и мнение страхователя об отношении запрашиваемых документов к предмету проверки и значимости их для формирования выводов о правильности выплаты обеспечения. Страхователь не вправе оценивать обоснованность истребования у него документов и решать вопрос об отказе в их представлении (решение АС г. Москвы от 24.07.2023 по делу N А40-65605/2023). Субъектами ответственности признаются как юридические, так и физические лица, признаваемые страхователями в соответствии со ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ. Для привлечения страхователя к ответственности территориальному органу СФР необходимо установить наличие вины страхователя в совершении правонарушения (ч. 4 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ст. 26.22, ст. 26.24 Закона N 125-ФЗ). Так, например, страхователь не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов по требованию территориального органа СФР, направленному по адресу, не соответствующему адресу регистрации юридического лица (решение АС Кемеровской области от 28.08.2023 по делу N А27-6894/2023). Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. По общему правилу сумма штрафа рассчитывается исходя из количества запрошенных, но не представленных документов (решение АС Челябинской области от 05.05.2023 по делу N А76-40693/2022). При этом число непредставленных документов должно быть с достоверностью определено территориальным органом СФР. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у проверяемого лица запрошенных видов документов недопустимо (постановление Девятнадцатого ААС от 20.06.2023 N 19АП-2154/23). Иначе складывается ситуация при представлении страхователем в ходе судебного процесса документов, подтверждающих правомерность выплаты страхового обеспечения. В этом случае территориальный орган СФР определяется перечень необходимых и достаточных для осуществления контроля документов, о чем сообщает в суд. В результате штраф рассчитывается исходя из указанного перечня, что зачастую приводит к снижению итоговой суммы штрафа (решения АС Челябинской области от 01.08.2023 по делу N А76-40963/2022, от 03.07.2023 по делу N А76-41290/2022). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Закона N 255-ФЗ (ч. 4 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, п. 5 ст. 26.26 Закона N 125-ФЗ). Перечень смягчающих обстоятельств является открытым (ч. 4 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ст. 26.26Закона N 125-ФЗ). К числу обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, территориальный орган СФР или суд, рассматривающий дело, могут отнести, в том числе, отсутствие умысла в совершение правонарушения, представление запрашиваемых документов (решение АС Челябинской области от 22.06.2023 по делу N А76-39889/2022).
Административная ответственность
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ, выступают: - непредставление документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения; - отказ от представления указанных документов и (или) иных сведений; - представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде в территориальные органы СФР или их должностным лицам. Если в рамках одного контрольного мероприятия выявлено несколько правонарушений ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ, административное наказание назначается как за совершение одного административного правонарушения (ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, постановление Шестого КСОЮ от 21.04.2023 по делу N 16-2047/2023). Субъектами ответственности выступают должностные лица юридических лиц (ст. 2.4, ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). К индивидуальным предпринимателям административная ответственность не применяется (примечание к ст. 15.33 КоАП РФ). Санкция установлена в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
|
Тема
См. также
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах