Как получить разъяснения по валютному законодательству Смотрите в этом материале: - кто вправе разъяснять положения валютного законодательства; Кто вправе разъяснять положения валютного законодательства
Положения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) не наделяют ни один орган валютного регулирования и валютного контроля полномочиями по разъяснению указанного закона (см. доп. письмо ФНС России от 06.10.2023 N ЗГ-3-17/12982, решение АС Алтайского края от 06.06.2007 по делу N А03-4071/07). Вместе с тем, на практике Банк России, ФНС России и ФТС России отвечают на запросы резидентов, нерезидентов и уполномоченных банков по вопросам валютного законодательства. Кроме того, ФНС России и ФТС России выпускают разъяснения, обязательные для применения территориальными налоговыми и таможенными органами соответственно. ВниманиеБанк России вправе принимать официальные разъяснения норм федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) в случаях, если это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев толкования федеральных законов, иными нормативными правовыми актами для случаев толкования указанных нормативных правовых актов (п. 1.2 указания Банка России от 03.03.2022 N 6081-У, далее - Указание N 6081-У). Многочисленными указами Президента РФ, устанавливающими специальные экономические меры в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, ЦБ РФ уполномочен давать официальные разъяснения по вопросам применения соответствующих указов (определенных положений указов). Например, указов Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 08.11.2023 N 844 и других. Официальные разъяснения Банка России имеют буквенный индекс "-ОР", размещаются на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 2.4 - 2.6 Указания N 6081-У). Кроме того, рядом указов Президента РФ, устанавливающими специальные экономические меры в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения соответствующих указов (определенных положений указов) наделены также Минфин России, Минсельхоз России и другие органы (см., например, указы Президента РФ от 08.09.2022 N 618, от 09.09.2023 N 665, от 08.08.2023 N 589).
Правовой статус разъяснений
Разъяснения Банка России, ФНС России и ФТС России не являются нормативными правовыми актами, носят информационный характер, не препятствуют резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства РФ в понимании отличном от мнения указанных органов и не освобождают от ответственности за нарушение валютного законодательства (письмо ФНС России от 10.05.2016 N ЗН-3-17/2072@, постановления Девятого ААС от 15.12.2021 N 09АП-76335/21, от 08.12.2021 N 09АП-73714/21, решение АС Томской области от 30.08.2023 по делу N А67-5392/2023, постановление Седьмого ААС от 01.04.2011 N 07АП-1700/11). Одновременно с этим, на сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru) размещены письма ФНС России по вопросам валютного законодательства, обязательные для применения налоговыми органами. Кроме того, реализована возможность сообщения вышестоящему налоговому органу о неприменении в работе указанных писем. Письма ФТС России, адресованные территориальным таможенным органам, как правило носят закрытый характер и не доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц. Официальные разъяснения Банка России обязательны для применения субъектами, на которых распространяют свою силу разъясняемые нормы (п. 1.4 Указания N 6081-У, см. доп. письмо Минфина России от 04.05.2022 N 09-02-08/41877). У кредитных организаций нет обязанности и права давать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ. Поэтому ответ банка на вопрос резидента не является разъяснением уполномоченного органа (постановление Четвертого ААС от 12.11.2014 N 04АП-5491/14).
Как задать вопрос
Банк России Ответ на вопрос по валютному законодательству ЦБ РФ можно получить следующими способами: - получить онлайн-консультацию в мобильном приложении "ЦБ онлайн". Консультирование осуществляется 24/7; - при личном обращении в общественную приемную (Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1). Прием осуществляется по предварительной записи; - направить письменное обращение через интернет-приемную Банка России, размещенную на официальном сайте ЦБ РФ (https://cbr.ru/). Рекомендуется приложить скан-копии связанных с вопросом документов; - направить письменное обращение по почте (107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России); - привезти письменное обращение в пункт приема корреспонденции ЦБ РФ (Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1); - направить вопрос по факсу (+7(495)621-64-65, +7(495)621-62-88). Обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Подготовка ответа на обращение занимает до 30 календарных дней (срок может быть увеличен до 60 календарных дней).
ФНС России Регламент ФНС России*(1) не предусматривает порядка получения разъяснений по вопросам валютного законодательства. ФНС России рекомендует использовать для обращений онлайн сервис, размещенный на официальном сайте ФНС России (письмо от 11.03.2021 N ВД-3-17/1766). Если обращение указанным способом не может быть передано, то запрос может быть представлен (вопрос задан): - по почте (127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23); - передан в ФНС России лично или через представителя (г. Москва, Рахмановский пер., 4, стр. 1); - при личном обращении в Общественную приемную ФНС России (г. Москва, Рахмановский пер., 4, стр. 1); - направлен по факсу (+7(495)913-00-05, +7(495)913-00-06)). Поступившие обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней (см. порядок направления на рассмотрение в ФНС России обращений граждан и организаций в электронном виде, размещенный на сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru)).
ФТС России Регламент ФТС России*(2) не содержит порядка получения разъяснений по вопросам валютного законодательства. ФТС России рекомендует по частным вопросам, требующим квалифицированной консультации, обращаться в таможенные органы в порядке, предусмотренном Административным регламентом ФТС России по предоставлению государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утв. приказом ФТС России от 11.06.2021 N 492 (далее - Регламент N 492) (https://customs.gov.ru/folder/573/document/575). Запрос может быть представлен: - лично; - помещен в ящик для приема корреспонденции (121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5); - по почте (121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5). Обращение организации оформляется на бланке организации с реквизитами: исходящий N письма, дата, подпись уполномоченного лица, печать; - в электронной форме через п.п. 19, 20 Регламента N 492). Кроме того, запрос может быть представлен в форме электронного документа через официальный сайт ФТС России (https://customs.gov.ru) или направлен в отсканированном виде на официальный адрес электронной почты ФТС России (fts_gr@ca.customs.gov.ru). Письменное обращение (в том числе форме электронного документа) рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более, чем на 30 дней.
______________________________ *(1) Приказ Федеральной налоговой службы от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)". *(2) Приказ Федеральной таможенной службы от 17.07.2019 N 1171 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений".
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах