Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие малого и среднего
предпринимательства в Томской области
на период 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Томской области на период 2008-2010 годы"
8 октября 2008 г.
Законом Томской области от 8 октября 2008 г. N 205-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области
на период 2008-2010 годы"
Наименование областной целевой программы |
Областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы" (далее - Программа) |
||||
Основание для разработки Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Федеральный Закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Закон Томской области от 19 апреля 2006 года N 79-ОЗ "Об утверждении "Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы" Закон Томской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Томской области" (принят решением Государственной Думы Томской области от 24 июля 1997 года N 511) |
||||
Заказчик Программы |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области |
||||
Исполнитель (и) Программы |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Соисполнители: Департамент потребительского рынка Администрации Томской области; Департамент инвестиций и экономико-правовой экспертизы Администрации Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области; Департамент государственного заказа и ценовой политики Томской области; Департамент по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области; Департамент финансов Томской области; Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Томская торгово-промышленная палата (по согласованию); Общественные объединения предпринимателей (по согласованию); Организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (по согласованию). |
||||
Разработчик Программы |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. |
||||
Цели Программы |
Высокий уровень развития предпринимательства Томской области |
||||
Задачи Программы |
Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности). Изменение структуры субъектов малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов "доращивания" малых предприятий до средних. |
||||
Показатели цели Программы |
Увеличение доли занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в малом и среднем предпринимательстве (в том числе индивидуальные предприниматели) от общей численности занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в экономике до 50 процентов в 2010 году. Увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 20 процентов в 2010 году. |
||||
Показатели задач Программы |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся потребителями услуг аккредитованных организаций поддержки предпринимательства Томской области. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, удовлетворенных доступностью и качеством услуг, предоставляемых организациями поддержки предпринимательства Томской области. Факторный индекс оценки отношения органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления к предпринимательству по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения. Доля респондентов, положительно ответивших на вопрос: "Согласны ли Вы с утверждением, что создание собственного бизнеса является деятельностью, заслуживающей глубокого уважения?". Доля населения, готового начать свой собственный бизнес. Прирост числа инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства не менее, чем на 15 процентов в 2010 году к уровню 2007 года. Прирост числа средних предприятий. |
||||
Сроки реализации Программы |
2008-2010 годы |
||||
Объемы и источники финансирования (прогноз) млн. рублей* |
Источники: |
2008 |
2009 |
2010 |
Итого: |
средства федерального бюджета |
58 |
50,5 |
63,5 |
172 |
|
средства областного бюджета |
85 |
70 |
80 |
235 |
|
средства муниципальных бюджетов |
12 |
17 |
22 |
51 |
|
Итого |
155 |
137,5 |
165,5 |
458 |
|
Основные направления финансирования и краткое изложение мероприятий Программы |
Формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе создание гарантийного Фонда) Поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров Финансовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности |
||||
Основные направления расходования средств Программы |
|
||||
НИОКР |
- |
||||
инвестиции |
- |
||||
Прочие* |
458 млн. рублей |
||||
Ожидаемые показатели эффективности Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт до 20 процентов; увеличить долю инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в производстве товаров и услуг через создание условий для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства в целях перехода экономики на инновационный путь развития; увеличить долю занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 50 процентов к 2010 году, а также решить проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области, в том числе и проблему занятости высококвалифицированных кадров; привлечь средства бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечь внебюджетные инвестиции в приоритетные сферы экономики региона. |
||||
Организация управления Программы и контроль за ее реализацией |
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор Томской области. Текущее управление Программой осуществляет Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области. |
* прогноз - суммы, уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год
1. Общие положения
Основанием для разработки настоящей Программы является Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2008 года.
Программа направлена:
на регулирование отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, органами местного самоуправления различных уровней в сфере развития малого и среднего предпринимательства Томской области;
на повышение эффективности и системности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа призвана объединить усилия исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами малого и среднего предпринимательства. В Программе определены перечень механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
За предшествующие годы реализации областной политики развития предпринимательства в области создана базовая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Действуют производственные и инновационные бизнес-инкубаторы (всего шесть, три из них - в муниципальных образованиях), сформирован региональный венчурный фонд, работают муниципальные центры поддержки предпринимательства (15 - в муниципальных образованиях и один областной) и микрофинансовые организации (более 30). В результате действия программы "Развитие малого предпринимательства Томской области на 2005-2007 годы" запущены механизмы поддержки "стартующего" малого бизнеса, развития молодежного предпринимательства, поддержки малых экспортоориентированных предприятий.
По итогам 2006 года в области действовало 9 948 малых предприятий, что на 30 процентов больше чем в 2005 году, а в первом квартале 2007 года число малых предприятий достигло 12 960 единиц.
Высокий темп роста позволил Томской области в 2006 году занять первое место среди регионов Российской Федерации по приросту числа малых предприятий на 100 тысяч населения с результатом более 221,9 предприятий, значительно превысив среднее значение по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (прирост - 37,4 предприятия) и по России (37,3 предприятия)1.
Наибольшими темпами среди основных показателей малого бизнеса растет оборот малых предприятий, достигнув по итогам 2006 года 91 млрд. рублей (161 процент к уровню 2005 года в действующих ценах). По темпам роста оборота в 2006 году Томская область опережает среднее значение по СФО - 138,3 процента и по России - 115 процентов в действующих ценах к уровню 2005 года.
Кроме того, по итогам 2006 года Томская область занимает в Российской Федерации первое место по объему инвестиций в основной капитал малых предприятий в расчете на душу населения, четвертое место - по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек населения, восьмое место - по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых, десятое - по объему оборота малых предприятий на душу населения.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1. Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Томской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Томской области):
торговые малые предприятия занимают 45 процентов (40,6 процента);
промышленные малые предприятия - 12 процентов (14,8 процента);
строительные организации - 11,3 процента (11,4 процента);
малые предприятия транспорта - 4,9 процента (4,4 процента).
Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями малого бизнеса: на них приходится около 70 процентов числа малых предприятий и около 40 процентов численности занятых на малых предприятиях. Промышленность и строительство - на втором месте (14,8 процента малых предприятий и 30,5 процента занятых; 11,4 процента малых предприятий и 23 процента занятых соответственно). На другие отрасли приходится около 15 процентов малых предприятий.
2. Согласно данным мониторинга развития предпринимательства в 2006 году, проведенного Томской торгово-промышленной палатой и исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения "Условия функционирования малого предпринимательства в Томской области" существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в том числе, сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства:
недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 66 процентов предпринимателей отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 28 процентов опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;
ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной. 69 процентов респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях. В целом по Томской области 8 процентов предпринимателей привлекают на работу мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Около половины (52 процентов) респондентов считают, что существует много проблем с оформлением работников, и 16 процентов полагают, что привлекаемые работники имеют низкую квалификацию;
недостаточная информационная поддержка. По мнению участников экспертного опроса, общая оценка степени включенности субъектов малого бизнеса Томского региона в информационное поле крайне низкая. Отмечается низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;
недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;
недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
Учитывая изложенное требуется совершенствование системы поддержки предпринимательства Томской области.
3. В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории области;
создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;
привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд и фонд прямых инвестиций.
3. Цели и задачи Программы, показатели их достижения
В соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и "Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы", в которых развитие предпринимательства играет ключевую роль, в результате реализации мероприятий Программы планируется достижение следующей цели - высокий уровень развития предпринимательства.
Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели являются:
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса;
формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности);
изменение структуры малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов "доращивания" малых предприятий до средних.
Цели, задачи Программы и показатели их достижения представлены в Приложении 1.
4. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации Программы
Первая цель Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы - высокий уровень развития предпринимательства. Реализация настоящий Программы будет способствовать достижению этой цели, в том числе, позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт и создать условия для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий Программы повлечет следующие социально-экономические результаты:
увеличение вклада малого и среднего бизнеса (малые и средние предприятия) в валовой региональный продукт до 20 процентов;
увеличение доли инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в производстве товаров и услуг через создание условий для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства для перехода экономики на инновационный путь развития;
увеличение доли занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 50 процентов к 2010 году, а также решение проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области и проблемы занятости высококвалифицированных кадров;
привлечение средств бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечение внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы экономики региона;
рост числа средних предприятий путем "доращивания".
Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики региона за счет наращивания преимуществ малого и среднего предпринимательства в промышленности, сфере услуг, сфере высоких технологий, и на этой основе задействование новых источников экономического роста.
Указанные в Приложении 1 показатели характеризуют вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте, уровень развития предпринимательства, а также его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы. Они позволяют дать оценку эффективности и достаточности принимаемых региональными властями мер по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.
5. Заказчик, разработчик и исполнитель Программы.
Сроки предоставления отчетности об исполнении Программы
Заказчик программы - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Текущее управление Программой осуществляет Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Ответственным за реализацию Программы является Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор Томской области.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области.
6. Срок реализации Программы
Срок реализации программы: 2008-2010 годы.
Законом Томской области от 8 октября 2008 г. N 205-ОЗ в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного Закона
7. Механизмы реализации, управления Программой и ресурсное обеспечение
Программы. Объемы и источники финансирования по годам
1. Общий объем финансирования Программы на 2008 - 2010 годы прогнозируется в размере 458 млн. рублей (2008 - 155 млн. рублей, 2009 - 137,5 млн. рублей, 2010 - 165,5 млн. рублей), в том числе:
средства федерального бюджета, включая средства федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, - 172 млн. рублей (прогноз - цифры уточняются при принятии бюджета) (2008 - 58 млн. рублей, 2009 - 50,5 млн. рублей, 2010 - 63,5 млн. рублей);
средства областного бюджета - 235 млн. рублей (2008 - 85 млн. рублей, 2009 - 70 млн. рублей, 2010 - 80 млн. рублей);
средства муниципальных бюджетов - 51 млн. рублей (прогноз - цифры уточняются при принятии бюджета) (2008 - 12 млн. рублей, 2009 - 17 млн. рублей, 2010 - 22 млн. рублей).
Финансовое обеспечение Программы представлено в Приложении 2.
2. Финансирование расходов из средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы осуществляется в следующих формах:
средств на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы (осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2007 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)";
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации Томской области, где должны быть обозначены:
категории субъектов малого и среднего предпринимательства (средние, малый и микропредприятия);
критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
цели, условия и порядок предоставления субсидий;
сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
субсидии местным бюджетам в целях поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, где должны быть обозначены: целевое назначение, порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями.
План программных мероприятий представлен в Приложении 3.
3. В Программы предусмотрены механизмы, с помощью которых должны быть решены основные проблемы, обозначенные субъектами малого и среднего предпринимательства:
проблема недостаточного уровня развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ограниченный доступ к финансовым ресурсам, будет решаться через создание новых элементов инфраструктуры, институтов и инструментов финансовой, законодательной, информационной, кадровой, имущественной поддержки малого предпринимательства поддержки малого предпринимательства и развитие существующих формирование и развитие.
К существующим организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства относятся: бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, микрофинансовые организации, общественные объединения предпринимателей, венчурный фонд, офисы коммерциализации и центр субконтрактации. В целях обеспечения их деятельности планируется осуществление следующих мероприятий:
разработка каталога услуг предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства;
разработка регламентов процесса работы и мониторинга эффективности деятельности бизнес-инкубаторов и центра субконтрактации;
подготовка информационных материалов о деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства, популяризация деятельности и распространение опыта развития малых предприятий;
создание и наполнение интернет сайтов;
обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства справочно-методическими материалами;
проведение специализированных семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства на площадках организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства;
развитие и обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов;
развитие и обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства, центра субконтрактации, микрофинансовых организаций, центра поддержки экспорта;
оказание услуг по консультированию субъектов малого предпринимательства, разработке бизнес-планов, экономической экспертизе проектов, оказании маркетинговых и иных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
Организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд при реализации настоящей программы и обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры поддержки предпринимательства Томской области, гарантийный фонд, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, Томская торгово-промышленная палата, центры коммерциализации, центр субконтрактации, венчурный фонд, микрофинансовые организации области, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентство по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации. Требования к организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Томской области.
4. Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства:
увеличение количества и улучшение качества предоставляемых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства Томской области;
эффективное взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства и администрациями муниципальных образований (количество проводимых мероприятий осуществляемых совместно с органами местного самоуправления, факторный индекс оценки отношения органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления к предпринимательству по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения);
дальнейший рост числа общественных объединений предпринимателей, возрастание их роли при взаимодействии государственных и негосударственных структур в сфере малого и среднего предпринимательства;
инкубирование субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторах Томской области.
К вновь создаваемым организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства относится - гарантийный фонд. Гарантийный Фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является Томская область в лице уполномоченного органа или организации.
В результате реализации механизма поддержки, в соответствии с приоритетными направлениями Стратегии развития Томской области до 2020 года, будет осуществляться выдача поручительств гарантийного Фонда в качестве обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациям. Один рубль средств гарантийного фонда позволит привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства от 4 до 7 рублей кредитных средств. То есть субъектами малого и среднего предпринимательства будет привлечено кредитных ресурсов - от 200 до 400 млн. рублей ежегодно в период реализации Программы, т.е. до 2010 года от 0,8 до 1,2 млрд. рублей.
Финансовая поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться через проведение конкурса предпринимательских проектов "Бизнес-старт", субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление поручительств и т.д. Субсидии предоставляются и субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области.
5. В результате реализации мероприятий, направленных на финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
повышение доступности к финансово-кредитным ресурсам субъектам малого и среднего предпринимательства Томской области (сумма привлеченных средств субъектами малого и среднего предпринимательства);
увеличение налоговых поступлений за счет повышения доходов субъектов малого предпринимательства, рост количества рабочих мест в предпринимательстве.
Проблема недостаточной информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Томской области будет решена путем проведения семинаров, конференций, круглых столов, форумов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, издания методических пособий, справочников, поддержания интернет портала для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, обеспечения инфраструктуры поддержки предпринимательства информационно-справочными системами, проведения социологических исследований состояния малого и среднего предпринимательства в регионе и т.д.
В результате реализации данных мероприятий ожидается:
налаживание кооперативных связей малого и среднего предпринимательства (увеличение числа совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями);
увеличение объемов продукции (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, через расширение межрегионального делового сотрудничества (увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства поставляющих свою продукцию за пределы Томской области).
6. На решение проблемы низкого уровня предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях будут направлены мероприятия Программы, предусматривающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров через поддержку образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, программ развития молодежного предпринимательства, подготовку бизнес-команд для субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение квалификации управленческих кадров субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в подготовке, проведении и участии школьников и студентов Томской области в олимпиадах и конкурсах, направленных на развитие знаний и навыков в сфере предпринимательства и т.д.
В результате мероприятий, направленных на кадровое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства удовлетворенных доступностью и качеством образовательных услуг в регионе;
рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на основе целенаправленной подготовки специалистов.
7. Недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств. В качестве основного механизма содействия развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, в Программе предусмотрены мероприятия, направленные:
на поддержку сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих свою продукцию на экспорт путем обеспечения участия в межрегиональных и международных выставках-ярмарках, форумах, конференциях субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидирования затрат, связанных с продвижением продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональные и международные рынки, содействия в подборе деловых партнеров и установлению прямых контактов (межмуниципальным, межрегиональным, зарубежным) и т.д.
В результате этих мероприятий ожидаются следующие результаты:
увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области, производящих экспортоориентированную продукцию, увеличение экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;
рост числа совместных (с томскими предпринимателями) производств.
8. Проблема недостаточного уровня поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне планируется решить через поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований Томской области через софинансирование реализации мероприятий необходимых именно данной территории. Поддержка муниципальных программ развития предпринимательства будет осуществляться на условиях софинансирования.
В результате реализации мероприятий, направленных на стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне, ожидаются следующие результаты:
рост предпринимательской активности в сельской местности (рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в предпринимательстве наемных работников);
развитие предпринимательства в "новой" экономике в г. Томске и г. Северске (рост числа инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в инновационном предпринимательстве наемных работников).
8. Формы и порядок осуществления контроля за реализацией Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области предоставляет отчет о реализации программы в Департамент экономики Администрации Томской области в установленные сроки.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет в Государственную Думу Томской области отчет о ходе выполнения мероприятий Программы.
9. Возможные риски в ходе реализации Программы
Основные риски не выполнения целевых показателей реализации программы:
ухудшение демографической ситуации, сокращение численности трудоспособного населения, обострение дефицита трудовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и вынужденный рост компенсационных социальных затрат;
обострение ограничений со стороны энергетических мощностей и пропускной способности транспортной системы;
замедление развития малых и средних предприятий из-за дефицита доступной производственной инфраструктуры (производственные площадки, технопарки и др.);
возможное снижение финансирования региональных программ развития малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета;
отсутствие софинансирования из местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.