Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Строительство жилья социального назначения
и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда
в Томской области в 2006-2010 годах с прогнозом до 2020 года"
О мерах по реализации настоящей областной целевой программы см. распоряжение Губернатора Томской области от 11 мая 2007 г. N 249-р
Областная целевая программа
"Строительство жилья социального назначения и ликвидация ветхого
и аварийного жилищного фонда в Томской области в 2006-2010 годах
с прогнозом до 2020 года"
15 декабря 2006 г.
Законом Томской области от 15 декабря 2006 г. N 323-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт программы
Наименование программы |
"Строительство жилья социального назначения и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в Томской области в 2006-2010 годах с прогнозом до 2020 года" |
Дата принятия решения о разработке программы, (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 22.02.2005 N 72-р "О записке Комитета по работе с представительными и законодательными органами власти" |
Государственный заказчик программы |
Администрация Томской области, Департамент строительства и архитектуры Томской области |
Основной разработчик программы |
Департамент строительства и архитектуры Томской области |
Цели и задачи программы |
Основными целями программы являются: обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания; ликвидация ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда. Основными задачами программы являются: оказание финансовой помощи органам местного самоуправления в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания: подготовка условий и разработка механизмов по переселению граждан из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для проживания; оказание содействия органам местного самоуправления по выполнению обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время муниципальным и государственным жилищным фондом, признанным непригодным для проживания. |
Сроки и этапы реализации программы |
Сроки и этапы: 2006-2020 годы: I-й этап 2006-2010 годы II-й этап 2011-2020 годы |
Перечень основных мероприятий |
1. Корректировка реестров муниципальных и государственных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) и утвержденных муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. 2. Установление очередности сноса муниципального и государственного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и этапов переселения граждан. 3. Поэтапное переселение граждан из муниципальных и государственных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) и снос данных жилых помещений (жилых домов). |
Исполнители программы |
Департамент строительства и архитектуры Томской области; органы местного самоуправления (по согласованию); заинтересованные организации (по согласованию). |
Объем и источники финансирования |
Потребность в финансовых ресурсах - 7597,372 млн.рублей (прогноз) из них: 5735,895 млн. рублей - средства местных бюджетов (средства, собираемые за наем муниципального жилищного фонда); 1861,477 млн. рублей - средства федерального, областного и местных бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты |
На 1 этапе - обеспечение прекращения наращивания объемов муниципальных и государственных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов); на 2 этапе - обеспечение уменьшения доли муниципального и государственного ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда Томской области; к 2020 году - обеспечение расселения 676,2 тыс.кв.метров муниципального и государственного ветхого и аварийного жилищного фонда. |
Органы, осуществляющие контроль за реализацией программы |
Государственная Дума Томской области, Администрация Томской области Администрация Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий программы в Государственную Думу Томской области |
Законом Томской области от 15 декабря 2006 г. N 323-ОЗ в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Общая площадь государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в Томской области по данным мониторинга, проведенного Департаментом строительства и архитектуры Томской области, составляет 500,3 тыс.кв. метров (Приложение 1), в том числе 350,2 тыс.кв. метров жилья подлежит сносу. За пять лет (1998-2003 годы) увеличение ветхого и аварийного жилищного фонда составило 182 %. Суммарная площадь ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) в 4,7 раза превышает объем годового ввода в действие жилых домов в целом по Томской области за счет средств всех источников финансирования.
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеется во всех муниципальных образованиях области. Количество государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, приходящегося на одного жителя, проживающего на территории муниципальных образований Томской области, изменяется от 0,05 до 4,9 кв. м./чел. Доля государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в составе жилищного фонда муниципальных образований также имеет высокую степень дифференциации и изменяется от 0,2 % до 25 %.
В настоящее время граждане, проживающие в государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещениях (жилых домах), в основном, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях социального найма жилые помещения удовлетворительного качества.
Общая потребность в финансовых ресурсах по Томской области на переселение граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда составляет более 7597,372 млн. руб. (в ценах 2005 года).
2. Основные цели и задачи Программы
1. Основными целями программы являются:
обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
ликвидация ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда.
Основными задачами программы являются:
оказание финансовой помощи органам местного самоуправления в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
подготовка условий и разработка механизмов по переселению граждан из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для проживания;
оказание содействия органам местного самоуправления по выполнению обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном и государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;
оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время муниципальным и государственным жилищным фондом, признанным непригодным для проживания.
2. В рамках реализации программы необходимо решение следующих блоков вопросов:
1) нормативно-правовой:
разработка механизмов оказания содействия органам местного самоуправления в выполнении обязательств собственника по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
2) финансовое обеспечение:
обеспечение установления платы за наем жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на уровне экономически обоснованной величины, использование платы за наем через аккумулирование средств в целевом бюджетном фонде на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
выделение средств областного бюджета, в первую очередь, муниципальным образованиям, в которых имеется утвержденная представительными органами местного самоуправления муниципальная программа по переселению граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда.
3. Программа включает в себя два уровня решения проблемы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда:
1) областной уровень.
Областная программа определяет масштаб проблемы, сроки ее решения, потребность в финансовых ресурсах в разрезе муниципальных образований, меры и пути предоставления финансовой поддержки из областного бюджета для переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда на условиях софинансирования;
2) уровень муниципальных образований.
Рекомендуемое содержание муниципальных программ:
конкретные планы действий, осуществляемые органами местного самоуправления;
создание целевых бюджетных фондов, расходование средств из которых может осуществляться на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
по-объектные реестры государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов);
организационную схему эффективного управления бюджетными средствами, поступающими на программные цели;
информацию об объектах строительства, реконструкции и вторичного рынка жилья, планируемых для использования в целях реализации программы переселения.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Областная целевая программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть реализован в течение 2006 - 2020 годов.
На первом этапе (2006-2010 годы) необходимо создание методических, организационных и правовых условий:
1) разработка методических основ технической экспертизы и инвентаризации государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда;
2) проведение технической экспертизы и инвентаризации государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда с классификацией этих зданий по категориям:
здания, восстановление которых невозможно;
здания, восстановление которых технически возможно, но экономически нецелесообразно;
здания, восстановление которых технически возможно и экономически целесообразно;
3) создание в муниципальных образованиях целевых бюджетных фондов, расходование средств из которых может осуществляться на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
4) установление очередности сноса и/или реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
5) обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
6) разработка и конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования комплексной застройки территорий, освобождающихся в результате сноса расселенных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов), в первую очередь, территорий, имеющих высокую градостроительную ценность.
Решение проблемы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда на первом этапе будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности и покупки вторичного жилья, благоустроенного применительно к условиям конкретного населенного пункта и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Второй этап программы (2011-2020 годы) нацелен на реализацию следующих задач:
формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу;
поэтапное переселение жильцов и снос (реконструкция) государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда;
проведение аукционов освобожденных земельных участков для новой застройки.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий включает в себя работу по следующим направлениям:
1. Правовое и методологическое обеспечение:
1) подготовка реестра ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) (Приложение 5).
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
При разработке муниципальных программ переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривается составление реестров государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов). В данные реестры подлежат включению жилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, признанные в установленном законодательством порядке непригодными для проживания.
На основании реестров муниципальных программ составляется реестр государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) в целом по области. Данный областной реестр подлежит уточнению один раз в два года на основании информации, предоставляемой органами местного самоуправления. При этом уточняется объем данного жилищного фонда, численность проживающего в нем населения, и, соответственно, уточняются объемы финансирования из федерального, областного и местных бюджетов;
2) формирование нормативной правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Правовое обеспечение переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В рамках реализации программы планируется разработка и принятие на областном уровне нормативных правовых актов:
о внесении изменений и признании утратившими силу отдельных действующих нормативных правовых актов;
о внесении изменений в настоящую программу.
В случае необходимости в рамках реализации программы на областном уровне будут разработаны и приняты иные нормативные правовые акты.
На уровне муниципальных образований планируется разработка и принятие муниципальных программ переселения граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде, а также иных муниципальных правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения.
2. Финансово-инвестиционное обеспечение:
1) использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Бюджетными ресурсами являются целевые средства федерального, областного и местных бюджетов, выделяемые на финансирование программы, которые могут быть образованы за счет следующих источников:
средства областного бюджета, распределяемые муниципальным образованиям;
средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) под коммерческое строительство ценных в градостроительном отношении земельных участков, находящихся в центре города (района), где расположен государственный и муниципальный ветхий и аварийный жилищный фонд;
средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальной жилой недвижимости. В качестве финансового источника в этом случае рассматривается плата граждан за наем муниципального жилищного фонда, которая должна отражать качественные отличия в потребительских свойствах нанимаемого жилья, а дифференциация ее значения - в максимальной степени ориентироваться на рыночную ситуацию (Приложение 2);
поступления по другим целевым программам, направленным на улучшение жилищных условий граждан;
средства местных бюджетов, выделяемых на реализацию программы;
2) консолидация финансовых ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Для эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию областной и муниципальных программ по переселению граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, муниципальным образованиям рекомендуется создавать целевые бюджетные фонды. Источниками для пополнения фондов могут служить: плата за наем жилых помещений в муниципальном и государственном жилищном фонде (Приложения 2, 3, 4), средства областного бюджета, выделяемые в рамках программы, средства местных бюджетов. Цель создания данных фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации указанной программы, в т.ч. для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде, которое осуществляется через строительство (приобретение) жилых помещений;
на привлечение заемных средств и обслуживание долга (заемщиком выступает муниципальное образование в лице уполномоченного органа местного самоуправления).
Законом Томской области от 15 декабря 2006 г. N 323-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
5. Ресурсное обеспечение Программы
1. Расходы на реализацию программы составят 7597,372 млн. руб. (в ценах 2005 года). Прогнозное распределение финансовых ресурсов на реализацию программы приведено в Приложении 3.
Объемы финансирования на 2006-2020 годы подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год, исходя из его возможностей. Кроме того, финансирование мероприятий по переселению граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда будет осуществляться и в рамках других целевых программ, предусматривающих строительство (приобретение) жилых помещений для граждан.
2. Основными критериями распределения ресурсов, полученных на реализацию программы из федерального и областного бюджетов, между муниципальными образованиями являются:
наличие разработанной и утвержденной представительным органом местного самоуправления муниципальной программы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда;
наличие целевых бюджетных фондов, по расходованию средств на строительство (приобретение) жилых помещений;
наличие реестра государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов);
площадь государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании;
доля государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищном фонде муниципального образования;
количество человек (семей), проживающих в данном жилищном фонде;
объем средств местного бюджета, направленных (планируемых) на реализацию мероприятий программы;
обеспечение софинансирования мероприятий программы из средств местных бюджетов (без учета средств, собираемых за счет платы за наем муниципального и государственного жилищного фонда) 30% от потребности в дополнительном финансировании в 2006 году и 50% от потребности в последующие годы.
6. Механизм реализации Программы
Реализация программы включает в себя областной уровень и уровень муниципального образования.
1. Задачи органов государственной власти Томской области:
Формирование областной целевой программы переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда на основе обобщения представляемых органами местного самоуправления аналогичных муниципальных программ.
Формирование графика финансирования программы.
Мониторинг целевого и рационального использования бюджетных средств.
Создание необходимой нормативной правовой базы.
Взаимодействие с государственным заказчиком соответствующей федеральной целевой подпрограммы.
Корректировка программы в соответствии с данными реестра государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов).
2. Задачи органов местного самоуправления:
1) формирование муниципальных программ переселения граждан из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, включающей следующие рекомендуемые показатели:
объем требуемых инвестиций;
софинансирование программ из средств местных бюджетов;
объем привлекаемых внебюджетных ресурсов;
распределение средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы, по направлениям: объекты строительства (предпочтение отдается объектам с высокой степенью готовности), реконструкция, приобретение жилья на вторичном рынке;
создание необходимой нормативной правовой базы (в т.ч. регламентирующей процедуру выбора подрядчиков по выполнению работ по сносу расселенного государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой);
составление и предоставление отчета о расходовании средств, полученных из областного и федерального бюджетов на реализацию мероприятий муниципальной программы;
ежегодная корректировка реестра государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений (жилых домов) по состоянию на первое апреля;
2) определение размера денежных средств, необходимых на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, переселяемых из государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда. Размер денежных средств определяется исходя из общей площади ранее занимаемого гражданином жилого помещения, признанного в установленном законодательством порядке непригодным для проживания. При строительстве (приобретении) жилых помещений большей площадью, разница, превышающая установленную норму, за счет средств областного и федерального бюджетов не оплачивается;
3) переселение граждан, проживающих в государственном и муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде;
4) ликвидация расселенного государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда.
Законом Томской области от 15 декабря 2006 г. N 323-ОЗ в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
7. Управления программой, формы и методы контроля за реализацией Программы
Управление областной целевой программой "Строительство жилья социального назначения и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006-2010 годах с прогнозом до 2020 года" осуществляется заказчиком в лице Департамента строительства и архитектуры Томской области.
Администрация Томской области осуществляет координацию реализации мероприятий программы, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, осуществляет мониторинг выполнения программных мероприятий, организует проведение конкурсов инвестиционных проектов и принимает участие в выборе на конкурсной основе участников программы (проектные и строительные организации, банки, страховые компании и др.).
Органы местного самоуправления формируют реестр государственных и муниципальных ветхих и аварийных жилых помещений в муниципальном образовании, разрабатывают и утверждают муниципальные программы, осуществляют контроль за выполнением программы на местном уровне, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан.
Контроль за реализацией программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Администрация Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий программы в Государственную Думу Томской области
Законом Томской области от 15 декабря 2006 г. N 323-ОЗ в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий от реализации Программы
В результате реализации программы достигается ликвидация государственного и муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда. При соблюдении графика финансирования, за период реализации программы должно быть расселено не менее 676,2 тыс. кв. м. ветхого и аварийного жилья (Приложение 4).
Реализация программы позволит обеспечить переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, улучшение архитектурного облика населенных пунктов, а также снижение социальной напряженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.