В Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, содержится конкретное наименование товара, например аппараты электрохирургические. Заказчик закупает товар, например наконечники пластмассовые универсальные для дозаторов, наименования которого нет в перечне Постановления N 878.
Устанавливаются ли ограничения допуска, установленные Постановлением N 878, в случае закупки указанной в вопросе продукции?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если объектом закупки являются товары, хотя и указанные в Перечне, но по своей природе не относящиеся к радиоэлектронной продукции как таковой, на наш взгляд, ограничения, предусмотренные Постановлением N 878, не устанавливаются. При применении Перечня следует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и наименованием товара.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются, в частности, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее - ограничения допуска). Так, в отношении радиоэлектронной продукции такие ограничения допуска установлены постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Согласно п. 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в утвержденный данным постановлением перечень (далее - Перечень), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены ЕАЭС.
Требования указанного постановления распространяются, в частности, на случаи закупок аппаратов электрохирургических, соответствующих кодам 119890, 126550, 127830, 172260, 228980, 228990, 229000, 260140, 260500, 268390, 282800, 282950 вида медицинского изделия, а также кодам ОКПД 2: 32.50.1, 32.50.13.190.
Таким образом, формально при осуществлении закупки указанной выше радиоэлектронной продукции путем применения конкурентного способа определения контрагента заказчик обязан установить ограничения в соответствии с требованиями Постановления N 878.
Вместе с тем полагаем, что приведенный вывод является обоснованным только применительно к ситуации, при которой объектом закупки выступает именно радиоэлектронная продукция, к которой в силу абзаца 2 п. 2 Правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878) относятся изделия, выполняющие свои ключевые функции за счет входящих в их состав электронных компонентов и модулей. Соответственно, если объектом закупки являются товары, хотя и указанные в Перечне (например, если совпадают указанный в Перечне код ОКПД 2 и код ОКПД 2, используемый заказчиком при проведении закупки), но по своей природе не относящиеся к радиоэлектронной продукции как таковой, на наш взгляд, ограничения, предусмотренные Постановлением N 878, не устанавливаются (смотрите, например, решение УФАС по Краснодарскому краю от 5 апреля 2022 г. N 023/06/99-1234/2022, решение УФАС по Липецкой области от 22 июля 2021 г. N 048/06/99-999/2021, решение УФАС по Тульской области от 22 июля 2021 г. N 071/06/105-604/2021, решение УФАС по Ставропольскому краю от 19 ноября 2020 г. N 026/06/64-2523/2020).
Кроме этого, отметим, что Перечень, помимо кодов ОКПД 2, содержит наименования товаров, при закупках которых устанавливается ограничение допуска. В связи с этим полагаем, что при установлении наличия указания на продукцию в Перечне следует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и наименованием товара (хотя соответствующее указание непосредственно в Постановлении N 878 не содержится). Аналогичные выводы содержатся в письме Минфина России от 26 ноября 2021 г. N 24-06-08/95806. При этом мы не обнаружили в Перечне позиций, относящихся к такому наименованию продукции, как "наконечники пластмассовые универсальные для дозаторов".
Таким образом, полагаем, что в случае закупки указанной в вопросе продукции ограничения допуска, установленные Постановлением N 878, не устанавливаются.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
3 февраля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"