Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы города Томска от 12 февраля 2008 г. N 786 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к решению Думы города Томска
от 31 октября 2006 г. N 322
Целевая программа
"Поддержка и развитие малого предпринимательства в г.Томске
на 2007-2010 годы"
29 мая 2007 г., 12 февраля 2008 г.
Паспорт городской целевой программы
"Поддержка и развитие малого предпринимательства
в г. Томске на 2007-2010 годы"
Наименование программы/статус |
Целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Томске на 2007 - 2010 годы"/долгосрочная, экономическая |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) |
Программа разработана в соответствии с целями, определенными Стратегией развития города Томска до 2020 года, утвержденной решением Думы г. Томска N 224 от 27.06.2006 |
Заказчик программы |
Администрация города Томска |
Основные разработчики программы |
Департамент экономики администрации г. Томска |
Цели и задачи программы, основные целевые показатели |
Цель: дальнейшее улучшение условий для развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующих: - устойчивому росту уровня социально- экономического развития города и благосостояния граждан; - формированию экономически активного среднего класса; - ускорению развития малого предпринимательства в приоритетных для г. Томска сферах; - создание новых рабочих мест. Задачи: - содействие развитию малого предпринимательства по приоритетным для города направлениям; - развитие системы финансовой и имущественной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого предпринимательства; - повышение уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого предпринимательства (СМП); - рост конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках; - увеличение количества субъектов малого предпринимательства; - обеспечение занятости населения и развитие самозанятости. Основные целевые показатели к концу 2010 года: 1. Увеличение доли занятых в малом предпринимательстве от общей численности занятых в экономике до 50% в 2010 г. 2.Увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства в общем объеме продукции произведенной на территории муниципального образования "Город Томск" до 45% в 2010г. |
Сроки выполнения программы |
2007 - 2010 годы |
Перечень основных мероприятий |
Перечень основных мероприятий Программы указан в приложении 1 |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Всего - 43 млн. рублей. В том числе: Бюджет муниципального образования "Город Томск" - 28 млн. руб.: (по годам периода: 2007 г. - 5 млн. руб., 2008 г. - 5 млн. руб., 2009 г. - 9 млн. руб., 2010 г. - 9 млн. руб.). Средства бюджета Томской области - 30 млн. руб. (прогноз) Предполагается участие администрации г.Томска в конкурсе на получении субсидии из бюджета Томской области на реализацию мероприятий программы |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
Результатом выполнения программных мероприятий будет создание комплексной системы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующей: - привлечению инвестиционного потенциала малого предпринимательства для решения целей и задач стратегического развития города Томска; - росту занятости за счет повышения спроса на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, в первую очередь - в сфере науки и техники за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малых предприятиях; - насыщению рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды; - обеспечению социальных программ г. Томска за счет увеличения налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет города; - поддержке статуса г. Томска как центра инноваций мирового уровня за счет обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах, привлечения интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях, а также в сфере услуг; |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль выполнения программы осуществляет департамент экономики администрации г. Томска, комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска |
I. Анализ сложившейся ситуации
1. Финансово-экономические показатели и анализ проблемной ситуации
Развитие малого предпринимательства Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней для решения проблем социально-экономического развития и смягчения социальных проблем.
Условия отнесения хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к субъектам малого предпринимательства устанавливаются федеральным законодательством.
Под субъектами малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.
Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и3.
Средняя численность работников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия или малого предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого предпринимательства в городе. Анализ проведен по ряду показателей, исследовав которые, сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении Программы.
В настоящее время в городе сложился устойчивый сектор малого предпринимательства. На 1 января 2007г. в г.Томске осуществляли деятельность около 7800 малых предприятий и 14,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Плотность распространения малого предпринимательства в городе, согласно оценке, в 2006 году увеличилась и составила 15 предприятий на 1000 жителей против 9,6 предприятий в среднем по Томской области. По показателю "плотности" малых предприятий г. Томск относится к территориям с высоким уровнем распространения малого предпринимательства.
В 2006 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, по оценке, составила 50,2 тыс. человек и выросла по сравнению с 2005 годом на 400 человек. Численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей в 2006 году составила 23 тыс. чел., что на 0,5 тыс. чел., или на 2,2% больше аналогичного показателя 2005 года.
Таким образом, в 2006 году доля занятых в малом предпринимательстве составила 21,5% от числа занятых в экономике города, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 37,6%.
Оборот малых предприятий в 2006 году составил 61985,7 млн. руб. Отраслевая структура малого предпринимательства в городе за 2004 - 2006 годы существенно не изменилась. По оценке большее количество малых предприятий (44%) относятся к виду деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", значительное количество занято в "Операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг", "Обрабатывающих производствах" - 16% и 18% соответственно.
Анализ показывает, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений. Налоговый кодекс не выделяет субъекты малого бизнеса в особую категорию налогоплательщиков. Многообразие форм налогообложения, которые вынуждены использовать малые предприятия и индивидуальные предприниматели из-за специфики и законодательных ограничений в конкретных видах хозяйственной деятельности, а также особенности учета и распределения поступающих налоговых платежей не позволяют во многих случаях с достаточной точностью рассчитать сумму налоговых платежей, осуществленных субъектами малого бизнеса. Поэтому оценка истинного вклада малого бизнеса в бюджетную систему затруднена.
Для получения полной и достоверной информации о состоянии и развитии малого предпринимательства, переработанной и освоенной на современной технической основе, выявления тенденций его развития и существующих проблем необходимо создание и постоянное пополнение базы данных, а также проведение анкетирования субъектов малого предпринимательства по различным вопросам.
Несмотря на большое количество организаций, оказывающих юридические и консалтинговые услуги, в городе недостаточно развита инфраструктура поддержки малого бизнеса, существует проблема в получении субъектами малого предпринимательства доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг. В связи с этим необходимо расширять виды услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры, повышать их качество.
Еще одна проблема - это усложненность процедуры согласований, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в органах власти и других контролирующих органах. В рамках действующей программы эта проблема была проработана администрацией города Томска совместно с Координационным советом по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г. Томска. Определены мероприятия по устранению излишних административных барьеров, включающие экспертизу действующих нормативно-правовых актов администрации г. Томска, регулирующих порядок согласовательных и разрешительных процедур.
В целях имущественной и производственно-технологической поддержки малого предпринимательства администрацией г. Томска, программой предусмотрено ведение в электронном виде на сайте администрации г. Томска реестра нежилых помещений, зданий и сооружений, временно не занятых и предполагаемых к сдаче в аренду или приватизации, т.к. предприниматели по-прежнему одной из проблем, влияющих на развитие малого бизнеса, называют ограниченность доступа к аренде и приобретению помещений.
Еще одна проблема, тормозящая развитие малого предпринимательства, заключается в нехватке квалифицированных кадров в этой сфере экономики. При этом в г. Томске функционирует более 30 организаций, оказывающих услуги по обучению руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей основам бизнес-планирования, бухгалтерского учета и налогообложения, финансово-кредитных механизмов развития бизнеса, и большинство кадровых агентств предлагают услуги по подготовке и переподготовке кадров по востребованным на рынке труда рабочим специальностям. Однако проблема кадрового обеспечения как крупного, так и малого бизнеса стоит на сегодняшний день довольно остро.
Недостаточная квалификация, отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого предпринимательства в г. Томске.
Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение квалификации кадрового состава СМП. При этом важное значение придается работе городского Центра занятости населения по информированию населения об имеющихся у СМП вакансиях, проведению целевых "ярмарок вакансий", переобучению и повышению квалификации незанятого населения, исходя из потребностей работодателей.
Предусмотрено заключение договоров с образовательными учреждениями на организацию для СМП специализированных курсов по основам предпринимательской, маркетинговой и финансовой деятельности, которые будут способствовать повышению квалификации предпринимателей и снижению рисков в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Также программой предусмотрено выполнение мероприятий по развитию системы субконтрактации на территории г.Томска. Промышленные предприятия России активно переходят к доказавшим свою эффективность в международной практике способам организации производства и все чаще применяют субконтрактацию.
Субконтрактация (субконтрактинг): вид производственной кооперации. Способ организации производства, использующий разделение труда между Контрактором (заказчиком) - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции) и Субконтракторами (поставщиками, субподрядчиками) - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги.
Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию - Контрактору избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производств и сконцентрировать усилия на важнейших задачах - технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.
Ряд мероприятий программы направлен на тиражирование успешного опыта осуществления СМП деятельности в различных сферах.
Стоит отметить, что одной из причин, по которой субъекты малого предпринимательства испытывают сложности с кадровым составом, - слабая социальная защищенность работников в малом бизнесе, "теневая" заработная плата, в большинстве случаев отсутствие социального пакета, предлагаемого крупными предприятиями.
Эта проблема отдельно учтена в плане реализации мероприятий программы, предусмотренных трехсторонним соглашением о социальном партнерстве между администрацией города Томска, Федерацией профсоюзных организаций Томской области и объединениями работодателей на 2006 - 2008 годы.
Еще одно направление поддержки - формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве. Участие малых предприятий г. Томска в проводимых Администрацией Томской области межрегиональных выставочно-ярмарочных и конкурсных мероприятиях стимулирует развитие малого бизнеса в производственной и инновационной сферах. Освещение таких мероприятий в средствах массовой информации способствует формированию благоприятного общественного мнения о томских производителях и научных достижениях.
Сложность с формированием благоприятного общественного мнения о малом бизнесе связана с высоким уровнем дифференциации доходов населения и резкими различиями в уровне жизни. Большая часть населения негативно относится к субъектам малого бизнеса, считая, что доходы в этой сфере часто связаны с уклонением от установленных законом норм.
В направлении формирования благоприятного общественного мнения о малом бизнесе среди населения необходимо направить работу средств массовой информации на более интенсивное освещение деятельности малых предприятий производственной сферы, в особенности занимающихся разработкой и внедрением новых технологий и материалов. Необходимо озвучить их важную роль в реализации Стратегии развития г. Томска до 2020 года.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения
посредством реализации городской целевой программы
В последние годы развитие малого предпринимательства в городе Томске, как и в целом по России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение и является основой формирования среднего класса. Этот сектор экономики создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса. Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое предпринимательство обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например, из-за ограниченных возможностей местных рынков;
- более высокая оборачиваемость капитала;
- относительно невысокие трансакционные издержки;
- более быстрое реагирование на изменение условий осуществления деятельности;
- преимущественная ориентация на местного потребителя.
Администрация города Томска уделяет внимание вопросам развития и поддержки малого предпринимательства с периода его становления. В городе с 1996 года закладывались основы системы муниципальной поддержки малого предпринимательства. В 1996 году постановлением Мэра г. Томска от 23.10.1996 N 428 был утвержден общественный экспертный Совет по малому предпринимательству, в который вошли представители органов власти и бизнеса. Целью и задачей Совета являлось оказание всесторонней помощи мэрии г. Томска в разработке и осуществлении политики в области развития и поддержки малого предпринимательства. В декабре 1997 г. в рамках инициативы подкомитета по развитию малого и среднего предпринимательства Госдумы РФ, общественного движения "Яблоко", Томского центра поддержки предпринимательства и Первой ежегодной городской конференции предпринимателей был открыт информационно-консалтинговый пункт "Общественная приемная по развитию предпринимательства в г. Томске". Целью открытия приемной являлось создание постоянно действующего эффективного механизма взаимосвязей между представителями малого бизнеса, мэрией г. Томска, общественными объединениями предпринимателей и другими структурами, оказывающими поддержку предпринимательству.
Реализована муниципальная целевая "Программа поддержки малого предпринимательства в г. Томске на 2000 - 2001 гг.", принятая II городской конференцией предпринимателей.
В результате вышеназванных мер проведена определенная работа по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, реализованы мероприятия по нормативно-правовому, финансово-кредитному и информационному обеспечению развития предпринимательской деятельности, по формированию механизма имущественной и производственно-технологической поддержки малого бизнеса. Сектор малого предпринимательства занял существенное место в социально-экономическом развитии города, создав реальные возможности населению г. Томска для самореализации и занятия предпринимательством.
Однако, на сегодняшний день законодательство Российской Федерации и Томской области пополнилось новыми нормативно-правовыми документами, определяющими цели, направления и пути развития малого предпринимательства.
Внесены существенные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие порядок оформления трудовых отношений между индивидуальными предпринимателями и их работниками.
С 1 января 2006 года внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, в частности, предусматривающие введение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности нормативным актом представительного органа местного самоуправления.
С 1 января 2008 года вступает в действие Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Администрацией Томской области в 2002 - 2005 гг. был издан ряд законодательных и нормативных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства Томской области. Так, в соответствии с Законом Томской области от 12.03.2002 N 16-ОЗ образован целевой бюджетный Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Томской области, Законом Томской области от 09.12.2005 N 229-ОЗ утверждена областная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005 - 2007 годы", в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 30.09.2005 N 251-ра учреждена некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области". Также 29.12.2007 был принят Закон Томской области N 322-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы".
Актуальность и необходимость программно-целевых методов развития и поддержки малого предпринимательства подтверждается анализом принятых в последние годы на федеральном уровне концепций и программ. Так, главным целевым показателем реализации мероприятий административной реформы, концепция которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах", является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5%, к 2010 году - до 3% против 10% в 2005 году.
Для субъектов малого предпринимательства (далее по тексту - СМП) преодоление административных барьеров и связанные с этим издержки являются серьезным препятствием к развитию, и мероприятия по их максимальному сокращению - это одна из главных задач поддержки малого бизнеса.
Уменьшению административного давления на СМП со стороны органов, осуществляющих государственный контроль, способствовало принятие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в соответствии с которым в отношении СМП плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Решению проблем малого бизнеса, связанных с доступом к кредитно-финансовым ресурсам, уделено внимание в заявлении Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005 "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года", в котором указано, что в целях развития системы кредитования банками малого и среднего бизнеса требуется осуществить разработку и реализацию подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса, в частности, на установление облегченных процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банкам права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тыс. рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов. Аналогичные подходы могут быть применены и в потребительском кредитовании.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлен особый порядок участия СМП в размещении заказа путем проведения торгов, что является существенной поддержкой и действенным стимулом для развития СМП.
Несмотря на принимаемые меры по поддержке и развитию малого предпринимательства, условия осуществления предпринимательской деятельности до сих пор остаются достаточно сложными. В утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2003 N 568-р "Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы" отмечалось, что, несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды. При этом развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.
Малый бизнес играет существенную роль в экономике города Томска, является важным фактором конкурентоспособности города, однако существуют как объективно, так и субъективно обусловленные причины, тормозящие его развитие. Анализ итогов реализации муниципальных программ, результаты опросов, совещаний, встреч, заседаний Координационного совета по вопросам развития и поддержки предпринимательства на территории г. Томска позволяют выявлять проблемные вопросы, решение которых необходимо для развития и поддержки малого предпринимательства в городе.
Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории г. Томска, присущи характерные черты малого предпринимательства:
во-первых, финансовое положение малого предпринимательства характеризуется относительной неустойчивостью, причины которой заключаются в объективно менее благоприятных по сравнению с крупными предприятиями условиях хозяйствования;
во-вторых, особенностью внешней среды малого бизнеса является его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, органами местного самоуправления, крупным бизнесом и финансово-кредитными институтами. Каждое малое предприятие обладает значительно меньшими финансовыми возможностями и политическим потенциалом по сравнению с крупными предприятиями.
Названные объективные особенности малого предпринимательства и обуславливают необходимость его поддержки. Государственная политика поддержки малого предпринимательства основывается на понимании всей важности этой задачи и необходимости решения проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. При этом основная работа по реализации поддерживающих мер возложена на органы местного самоуправления, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии малого предпринимательства как важного фактора социально-экономического развития территории.
3. Предложения об изменении ситуации посредством реализации
городской целевой программы
Проблемы развития и поддержки малого бизнеса нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
При этом основными принципами поддержки субъектов малого предпринимательства будут являться:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства для всех субъектов малого предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5) открытость процедур оказания поддержки.
Приоритеты оказания поддержки субъектам малого предпринимательства:
субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность по вопросам местного значения (здравоохранение, образование, спорт, культура, ЖКХ);
субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность по организации туристических туров в г.Томск;
субъекты малого предпринимательства, занимающиеся инновационной деятельностью;
субъекты малого предпринимательства, занимающиеся инвестиционной деятельностью по приоритетным направлениям Концепции по инвестиционной политике муниципального образования "Город Томск", утв. реш. Думы г. Томска от 27.06.2006 N 225.
При обращении субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным действующим законодательством.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого предпринимательства:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства не может оказываться субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
1) не представлены или представлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки;
3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
4) с момента признания субъекта малого предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Каждый субъект малого предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.
Методологической и нормативно-правовой базой для разработки настоящей целевой программы являются Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Томской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Томской области" (принят решением Государственной Думы Томской области от 24.07.1997 N 511), другие нормативно-правовые акты.
Содержание программы соответствует целям и задачам, определенным Стратегией развития г. Томска до 2020 года, Программой социально-экономического развития г. Томска до 2011 года и областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы" утвержденной Законом Томской области от 29.12.2007 N 322-ОЗ.
Данная программа - вторая и сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого предпринимательства в городе Томске.
II. Экономическое обоснование реализации
мероприятий городской целевой программы и целевые
индикаторы - измеряемые количественные показатели
решения поставленных задач и хода реализации программы по годам
Социально-экономический эффект от развития малого предпринимательства заключается в обеспечении социальной стабильности общества, уменьшении численности малоимущих слоев населения, сокращении бюджетных расходов на социальную поддержку и трудоустройство граждан.
Скоординированные решения и практические действия по реализации мероприятий программы позволят закрепить позитивные изменения в сфере малого предпринимательства г. Томска, расширить круг субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью, улучшить положение на рынке труда, повысить благосостояние и уровень жизни населения области, обеспечить внутренний рынок качественными товарами и услугами, увеличить доходную часть местного бюджета.
Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий городской целевой программы являются:
1. Увеличение доли занятых в малом предпринимательстве от общей численности занятых в экономике до 50% в 2010 г.
2. Увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства в общем объеме продукции произведенной на территории муниципального образования "Город Томск" до 45% в 2010г.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2008 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", изменяющего критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, основные целевые показатели по выполнению данной программы будут скорректированы после проведения соответствующего анализа.
III. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является дальнейшее улучшение условий для развития малого предпринимательства в г. Томске, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан;
- формированию экономически активного среднего класса;
- ускорению развития малого бизнеса в приоритетных для г. Томска сферах развития малого предпринимательства;
- росту конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- устранение административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами в интересах экономического и социального развития города в целях совершенствования системы муниципального управления и методов поддержки субъектов малого предпринимательства;
- содействие развитию малого предпринимательства по приоритетным для города направлениям;
- развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- повышение уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого предпринимательства;
- рост конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках;
- оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме производимых на территории г.Томска товаров (работ, услуг);
- увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджета г. Томска.
- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства.
IV. Этапы программы и сроки их реализации
Реализация мероприятий программы рассчитана на период до 2010 года. Сроки реализации программы - 2007 - 2010 годы. На первом (2007 год) и втором (2008 годы) этапах предполагается завершить формирование целостной системы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства в г. Томске, в том числе:
- развить имеющиеся и внедрить новые кредитно-финансовые технологии;
- усовершенствовать информационную, рыночную и инженерную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в г. Томске.
На третьем этапе (2009 - 2010 годы) планируется обеспечить:
- ожидаемый количественный рост субъектов малого предпринимательства;
- изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения числа предприятий, работающих в инновационной сфере, в кооперации с крупными организациями, в сфере оказания услуг населению;
- рост доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет за счет повышения эффективности их деятельности.
V. Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы:
- привлечение инвестиционного потенциала малого предпринимательства для решения целей и задач стратегического развития города Томска;
- рост занятости за счет повышения спроса на рынке труда на высококвалифицированных специалистов, в первую очередь - в сфере науки и техники за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малыми предприятиями;
- насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды;
- обеспечение социальных программ г. Томска за счет увеличения налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет города;
- поддержка статуса г. Томска как центра инноваций мирового уровня за счет обеспечения приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах, создания единого информационного пространства и условий для электронного ведения бизнеса, привлечения интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях, а также в сфере услуг;
- оптимизация деятельности и реструктуризация крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и кооперационных связей с малыми предприятиями;
- увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
Оценка рисков реализации программы:
- отсутствие статистических сведений по ряду показателей, характеризующих состояние и тенденции развития малого предпринимательства в г. Томске;
- устойчивый характер сопротивления малого бизнеса принимаемым органами власти мерам регулятивного характера;
- негативное отношение части населения к субъектам малого предпринимательства, сложившееся вследствие значительного разрыва в уровне доходов и качества жизни;
- изменения федерального и областного законодательства, в том числе о местном самоуправлении;
- снижение финансирования программы.
Методика оценки эффективности программы будет заключаться в анализе следующих основных итоговых показателей:
- количество проведенных в рамках программы мероприятий;
- количество субъектов малого предпринимательства, получивших помощь в осуществлении деятельности в результате реализации программных мероприятий;
- количество созданных малых предприятий;
- количество созданных рабочих мест;
- оборот малых предприятий;
- доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет.
Ожидаемый эффект от реализации программы:
Целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Томске на 2007 - 2010 годы" ориентирована на достижение социально-экономического эффекта, заключающегося в привлечении малого бизнеса к решению приоритетных задач социально-экономического развития г. Томска; рост занятости населения за счет создания новых рабочих мест, преимущественно в инновационной сфере; повышение конкурентоспособности экономики города и повышение качества жизни населения.
VI. Система управления реализацией программы
Реализацию городской целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске на 2007 - 2010 годы обеспечивают исполнители мероприятий программы, которые либо определены непосредственно в программе, либо определяются в соответствии с действующим законодательством. При реализации программы бюджетные средства предоставляются в виде ассигнований на оплату муниципального контракта на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Контроль за исполнением программы осуществляет департамент экономики администрации г. Томска, комитет по экономике и развитию предпринимательства Думы города Томска. Департамент экономики администрации г. Томска осуществляет управление городской целевой программой поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске на 2007 - 2010 годы, ежеквартально представляет в департамент финансов администрации г. Томска отчет о ходе ее реализации.
При изменении объемов финансирования мероприятий программы департаментом экономики администрации г. Томска вносятся предложения об изменении объемов и сроков их реализации.
Реализация программы освещается в средствах массовой информации.
Председатель |
Первый заместитель |
Думы города Томска |
Мэра города Томска |
___________А.Н. Чуприн |
__________Н.А. Николайчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.