Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 15 марта 2010 г. N 221 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение к постановлению
администрации города Томска
от 10 апреля 2009 г. N 270
Городская целевая программа
"Здоровое питание детей"
на 2009-2011 годы
23 июня, 13 июля, 6 октября 2009 г., 15 марта 2010 г.
Паспорт городской целевой программы
"Здоровое питание детей"
на 2009-2011 годы
Департамент образования администрации города Томска
Управление здравоохранения администрации города Томска
Наименование программы/ статус |
Городская целевая программа "Здоровое питание детей" на 2009-2011 годы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного документа) |
Распоряжение Мэра города Томска от 11.07.2008 N р655 "О разработке городской целевой программы "Здоровое питание детей" на 2009 - 2011 годы" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заказчик программы |
Департамент образования администрации города Томска Управление здравоохранения администрации города Томска |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные разработчики программы |
Департамент образования администрации города Томска Управление здравоохранения администрации города Томска |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи программы, основные целевые показатели
|
Целями программы являются: 1. Обеспечение здорового питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Томска для сохранения и укрепления здоровья; 2. Социальная поддержка малообеспеченных семей, имеющих детей первого-второго года жизни. Задачами программы являются: 1. Обеспечение высокого качества и безопасности питания детей в образовательных учреждениях, стационарах детских учреждений здравоохранения. Максимальное разнообразие пищевых рационов. 2. Приведение материально - технической базы пищеблоков образовательных учреждений, стационаров детских учреждений здравоохранения в соответствие с современными технологиями. 3.Повышение процента охвата обучающихся горячим питанием до 100 %. 4. Обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений. 5. Формирование у обучающихся и воспитанников рационального пищевого поведения и знаний об основах здорового питания. 6. Обеспечение детей первого-второго года жизни из малообеспеченных семей специальными продуктами детского питания. Целевые показатели программы:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки реализации программы |
2009-2011 гг. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перечень основных мероприятий |
1. Обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений. 2. Ремонт пищеблоков образовательных учреждений. 3. Замена и установка современного высокопроизводительного энергосберегающего оборудования в муниципальных образовательных учреждениях и стационарах детских учреждений здравоохранения. 4. Обеспечение детей первого-второго года жизни из малообеспеченных семей специальными продуктами детского питания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
Итого: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Бюджет муниципального образования "Город Томск" |
62 663,27878 |
63 256,3 |
99 836,8 |
225 756,37878 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Областной бюджет |
10 589,85388 |
11 703,00 |
11 703,00 |
33 995,85388 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по программе: |
73 253,13266 |
74 959,3 |
111 539,8 |
259 752,23266 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
- улучшение качества питания детей и подростков за счет внедрения новых технологий и продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности, и на основе этого снижение рисков заболеваемости детей алиментарно-зависимыми заболеваниями; - создание материальной базы, позволяющей использовать современные технологии в детском питании; - приведение технологического оборудования и помещений пищеблоков образовательных учреждений в соответствие с СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002) и СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003); - приведение технологического оборудования пищеблоков стационаров детских учреждений здравоохранения в соответствие с СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.06.2003); - уменьшение расходов на ремонт и содержание технологического оборудования; - создание условий для комплексного развития, оздоровления и социальной защищенности детей первого-второго года жизни; - усиление адресности социальной поддержки малообеспеченных семей, имеющих детей первого-второго года жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль исполнения программы возлагается на администрацию города Томска. Контроль осуществляется на основе: - периодической отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий; - оценки целевого и эффективного использования выделенных средств. |
1. Характеристика проблем, на решение которых
направлена программа, и оценка сложившейся ситуации
В системе образовательных учреждений города Томска обучается 44 735 (на 15.05.2008) школьного возраста. В системе дошкольного образования воспитывается 17 281 ребенок.
Организацию школьного питания в городе Томске осуществляют 17 индивидуальных предпринимателей и КШП (комбинат школьного питания) ИП Шнурко.
Организацию питания в дошкольных учреждениях осуществляют сами дошкольные учреждения, приобретая продукты питания по муниципальным контрактам, заключенным на основе проведения запроса котировок цен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Из 79 общеобразовательных учреждений города Томска в 75 функционируют столовые на 7120 посадочных мест и 9 буфетов.
Во всех 79 функционирующих дошкольных образовательных учреждениях оборудованы пищеблоки для приготовления пищи.
Отсутствуют пищеблоки в муниципальных общеобразовательных учреждениях основных общеобразовательных школах NN20, 66 г. Томска (малокомплектные школы), питание в названных учреждениях организовано привозной буфетной продукцией в приспособленных помещениях.
В лицее при ТПУ своей столовой нет, и питание организовано по типу "бортового питания". На специализированном предприятии питания (ИП Шнурко) осуществляется приготовление блюд, их упаковка в индивидуальную тару и доставка до учреждений.
Пищеблоки имеют разные возможности для организации питания обучающихся. 90% пищеблоков работают на полном, не ограниченном ассортименте, а 10% (пищеблоки муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ NN 10, 46, 35 г. Томска и др.) имеют ограничение в ассортименте питания.
Ежегодно в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, выходящих из капремонта, обновляется технологическое оборудование пищеблоков. Только за 2006-2007 учебный год в муниципальных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школах NN 3, 12, 22, 50 г. Томска, МОУ прогимназии "Кристина" на эти цели израсходовано свыше 3-х млн. рублей. В МДОУ NN6, 48, 61 израсходовано 1 300 734 рублей.
За 2004-2007 учебные годы в 17 общеобразовательных учреждениях и в 5 дошкольных учреждениях на переоборудование пищеблоков и приобретение нового технологического оборудования израсходовано свыше 120 млн. рублей.
Вместе с тем, в развитии системы питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Томска имеется ряд сложных проблем, требующих своего решения в ближайшей и среднесрочной перспективе. Материальная база пищеблоков образовательных учреждений устарела и нуждается в обновлении. Средний процент износа технологического оборудования на пищеблоках общеобразовательных учреждений составляет около 70%.
Горячим питанием в 2007 году было обеспечено 80% обучающихся города Томска (в 2006 году - 76%), в то время как по России - 63% обучающихся.
Горячие обеды или завтраки получают 87% обучающихся 1-4 классов; 77% обучающихся 5-9 классов; 77% обучающихся 10-11 классов.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях гимназиях NN13, 26, 56 г. Томска, Русской классической гимназии N2 г. Томска, средних общеобразовательных школах NN 19, 22, 27, 37, 51, 46 г. Томска, основной общеобразовательной школе N21 г. Томска отмечается 100% охват горячим питанием.
Завтраки и обеды в школьных столовых доступны для большей части обучающихся. Средняя стоимость завтрака в общеобразовательных учреждениях города Томска -15 рублей, обеда от 20 до 25 рублей. Дети, посещающие дошкольные учреждения, находятся в детском саду 12 часов и получают четырехразовое горячее питание. Стоимость питания в дошкольных образовательных учреждениях в среднем составляет 55 рублей в день.
В соответствии с решением Думы города Томска от 28.11.2006 N 345 "О Положении "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Город Томск" в рамках оказания мер социальной поддержки отдельных категорий граждан были освобождены от оплаты за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях 1415 человек (на сумму 1 556 500 рублей): это 8,2% от общего количества детей. Меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях получили семьи, где оба родителя инвалиды 1-ой и 2-ой группы; работники дошкольных образовательных учреждений, тарифицированные с 1 по 14 разряды единой тарифной сетки; работники муниципальных учреждений здравоохранения, тарифицированные с 1 по 4 разряды единой тарифной сетки, а также родители (законные представители) детей с туберкулезной интоксикацией и детей с отклонениями в развитии.
Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях строится на принципах сбалансированности рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, максимальном его разнообразии. Для обеспечения сбалансированного питания в дошкольных учреждениях используется 10-дневное меню, утвержденное территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.
В рамках программы поддержки социально незащищенных семей с 1 сентября 2006 года осуществлялось бесплатное питание 11 782 обучающихся, что составляло 27,7% от общего количества обучающихся, на сумму 10-00 рублей в день, а с 1 января 2007 года на сумму 15-00 рублей, с 1 января 2008 года на сумму 21-00 рублей, согласно цикличному меню, утвержденному Управлением Роспотребнадзора по Томской области.
Эта программа в общеобразовательных учреждениях действует с 2002 года: тогда на дотационное питание из бюджета муниципального образования "Город Томск" было выделено 5,6 млн. рублей, в 2003 году-10,3 млн. рублей, а в 2007 году уже 33,1 млн. рублей, в 2008 году 40,2 млн. рублей из бюджета города Томска и 11,9 млн. рублей из бюджета Томской области.
В 2007 г. предусматривалось дополнительное питание 3408 обучающихся из малоимущих семей на сумму 3-90 рублей в день согласно постановлению Администрации Томской области от 12.02.2007 N 24а "Об утверждении Порядка расходования средств, связанных с частичной оплатой стоимости питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Томской области из малоимущих семей".
В соответствии с постановлением Мэра города Томска от 17.04.2008 N 290 "Об обеспечении питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений города Томска в 2008 году" питанием из расчета 21-00 руб. на одного обучающегося в день за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск", а также дополнительным питанием из расчета 7-50 руб. на одного обучающегося в день за счет трансфертов, предоставляемых бюджету города Томска в соответствии с Законом Томской области от 17.12.2007 N 279-ОЗ "О предоставлении межбюджетных трансфертов" обеспечены следующие категории обучающихся муниципальных образовательных учреждений:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
-дети из малообеспеченных многодетных семей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей;
- дети из малообеспеченных семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного по городу Томску;
- дети из неполных семей, если родитель (законный представитель) является инвалидом I-II групп или признан безработным в установленном порядке;
- дети, оба родителя которых являются инвалидами;
- дети из неблагополучных семей.
В 2009 г. обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся осуществляется в соответствии с постановлением Администрации города Томска от 25.02.2009 N 122 "Об обеспечении питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений города Томска в 2009 году".
Меню питания для отдельной категории детей (согласованное с Управлением Роспотребнадзора по Томской области) является более сбалансированным по основным пищевым веществам, и оно выдерживается практически во всех общеобразовательных учреждениях. Дефицит витаминов в рационе детей восполняется использованием витаминных напитков и киселей.
Практически повсеместно налажено обеспечение поставщиками питания пищеблоков общеобразовательных учреждений йодированной солью.
В целях улучшения питания обучающихся и воспитанников по инициативе департамента образования администрации города Томска совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Томской области и Управления потребительского рынка города Томска ежегодно проводятся комплексные проверки организации питания в больницах, общеобразовательных и дошкольных учреждениях.
Основные вопросы проверки - качество и безопасность продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовой продукции; рацион питания обучающихся и воспитанников, соблюдение санитарных правил технологического процесса; соблюдение условий и сроков хранения продуктов; состояние помещений пищеблоков (производственных, складских, подсобных), инвентаря и оборудования; выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий.
По итогам проверок проводятся совещания с руководителями образовательных и лечебных учреждений, поставщиками питания, издаются приказы; с поставщиками, имеющими большое количество замечаний, расторгаются договоры сотрудничества.
В комплексе проводимых мероприятий департаментом образования администрации города Томска и управлением здравоохранения администрации города Томска на 2009-2011 годы остается задача обеспечения высокого качества и безопасности питания детей в образовательных учреждениях и стационарах детских учреждений здравоохранения, сохранение бесплатного питания детей из социально незащищенных семей, а также модернизация технологического оборудования пищеблоков в этих учреждениях.
Широкие эпидемиологические исследования, проведенные в Российской Федерации ГУ НИИ питания РАМН, НЦЗД РАМН и другими научными и лечебными учреждениями, выявили ряд нарушений питания населения Российской Федерации (в том числе населения из группы повышенного риска - детей раннего возраста), которые ведут к ухудшению состояния здоровья и развитию заболеваний.
Несмотря на некоторое увеличение распространенности грудного вскармливания, его частота остается недостаточной и уже в 3 месяца составляет в среднем по Российской Федерации около 40%. Нарушения питания детей раннего возраста являются причиной значительной распространенности среди них железодефицитной анемии, пищевой аллергии, рахита, кариеса, гипотрофии. В связи с этим весьма важным подходом к улучшению состояния здоровья указанной группы населения является оптимизация их питания. Требует также значительного внимания оптимизация питания детей с различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, обмена веществ и др.
С учетом приведенных данных чрезвычайно важным является безотлагательная реализация Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N5487-1, предусматривающих порядок обеспечения, по заключению врачей, полноценным питанием детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины.
С этой целью разработаны рекомендуемые наборы продуктов для питания детей 1-го и 2-го года жизни, утвержденные постановлением Мэра города Томска от 19.05.2004 N 231 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными продуктами детского питания на территории города Томска".
2. Экономическое обоснование реализации мероприятий
городской целевой программы:
- улучшение качества питания детей и подростков за счет внедрения новых технологий и продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности, и на основе этого снижение рисков заболеваемости детей алиментарно-зависимыми заболеваниями;
- создание материальной базы, позволяющей использовать современные технологии в детском питании;
- приведение технологического оборудования и помещений пищеблоков образовательных учреждений в соответствие с СанПин 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, и СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003;
- приведение технологического оборудования пищеблоков стационаров детских учреждений здравоохранения в соответствие с СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.06.2003;
- уменьшение расходов на ремонт и содержание технологического оборудования.
- создание условий для комплексного развития, оздоровления и социальной защищенности детей первого-второго года жизни;
- обеспечение адресности социальной поддержки семей, имеющих детей первого-второго года жизни.
Целевые показатели программы по дальнейшему развитию системы питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, а также детей, находящихся на лечении в стационарах детских учреждений здравоохранения города Томска:
п/п |
Целевой показатель (результат) программы |
2007 - 2008 год (факт) |
Прогноз |
||
|
|
|
2009г. |
2010г. |
2011г. |
1 |
Уровень охвата обучающихся системой организованного питания |
80% |
85% |
90% |
100% |
2 |
Приведение технологического оборудования и помещений пищеблоков образовательных учреждений в соответствие с СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" |
25% |
50% |
75% |
100% |
3 |
приведение технологического оборудования пищеблоков стационаров детских учреждений здравоохранения в соответствие с СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" |
25% |
25% |
50% |
75% |
4 |
Уровень обеспечения бесплатными продуктами детского питания детей первого-второго года жизни в соответствии с выписанными рецептами |
100% |
100% |
100% |
100% |
3. Основные цели и задачи программы
Основные цели программы:
- обеспечение здорового питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Томска для сохранения и укрепления здоровья;
- социальная поддержка малообеспеченных семей, имеющих детей первого-второго года жизни.
Задачи:
1) Обеспечение высокого качества и безопасности питания детей в образовательных учреждениях, стационарах детских учреждений здравоохранения. Максимальное разнообразие пищевых рационов.
2) Приведение материально - технической базы пищеблоков образовательных учреждений, стационаров детских учреждений здравоохранения в соответствие с современными технологиями.
3) Повышение процента охвата обучающихся горячим питанием до 100 %.
4) Обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений.
5) Формирование у обучающихся и воспитанников рационального пищевого поведения и знаний об основах здорового питания.
6) Обеспечение детей первого-второго года жизни из малообеспеченных семей специальными продуктами детского питания.
4. Сроки и этапы выполнения программы
2009-2011 гг.
1 этап-2009 год
2 этап- 2010 год
3 этап-2011 год
5. Контроль осуществляется на основе
- периодической отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий;
- оценки целевого и эффективного использования выделенных средств.
Контроль исполнения программы возлагается на администрацию города Томска.
6. Механизм реализации программы включает в себя
- размещение в установленном порядке заказов на поставку оборудования для пищеблоков образовательных учреждений;
- размещение в установленном порядке заказов на поставку специальных продуктов детского питания;
- организационные мероприятия, обеспечивающие высокое качество и безопасность питания детей в образовательных учреждениях, а также специальных продуктов детского питания;
- заказчиками программы является администрации города Томска;
- исполнители определяются в соответствии с действующим законодательством.
Начальник департамента |
О.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.